Расписания поездов по городам России, Монголии, Китая. Бронирование билетов по Монголии, Китаю, России.

English Russian

 Главная страница   О компании   Контакты   Форум   Карта сайта

ИСТОРИЯ МОНГОЛИИ

РОССИЯ - МОНГОЛИЯ

История образования русской общины в Монголии
 

Т. Цэцэгмаа МонГУ
 

История возникновения и развития взаимного общения монгольского и русского народов имеет многовековую историю. В XIII веке в Центральной Азии возникло Монгольское государство, имевшее высокий уровень материальной и духовной культуры. Монголия того времени имела целый ряд городов и населенных пунктов, где развивалось ремесло, торговля, земледелие.
 

Многие русские князья, а также представители православного духовенства вместе с сопровождающими лицами регулярно ездили в столицы Монгольской империи - в Орду, в Хар-Хорум. Здесь же жили русские мастера и ремесленники, работавшие на монгольскую феодальную знать.
 

С начала XVII века до II половины XIX века Монголия целиком находилась под игом маньчжурских завоевателей, которые лишили монгольских князей права развивать непосредственные отношения с Россией, закрыли монголо-русскую торговлю и отгородили Монголию от России цепью военных караулов. За торговые сношения с Россией жестоко наказывали. Русским купцам, ведущим торговлю с Китаем, было запрещено вести непосредственную торговлю с монголами. Монголия стала лишь транзитным путем для русско-китайской торговли.
 

Со второй половины XIX века начинается новый этап в развитии монголо-русских отношений. Развитие капитализма в России толкало русскую буржуазию на поиски новых рынков сбыта и источников сырья. Одним из объектов экспансии царской России стала Монголия. В 60-80-ые годы Х1Х века Россия, навязав Маньжчурской империи ряд договоров, открыла Монголию для русской торговли. В 1861 году в Урге было открыто Русское консульство, преобразованное впоследствии в Генеральное консульство. Возглавлял консульство Яков Парфеньевич Шиш-марев. Он родился и вырос в пограничном с Монголией Троицкосавске. По сведениям родственников, его дед -чистокровный монгол, переселился в Забайкалье, женился на русской казачке. Отец его, П.Я.Шишмарев, хорошо знал монгольский язык, служил переводчиком в Хиагте, неоднократно сопровождал русских послов и курьеров в Ургу, был там хорошо известен.
 

Яков Шишмарев окончил русско-монгольскую войсковую школу в родном городе, служил в канцелярии Кяхтин-ского градоначальника. Согласно статьям Пекинского договора 1860 года, когда Россия получила право учредить свое консульство в Урге, Российский император Александр Второй назначил консулом в Монголии полковника К.Н.Боборыкина, а генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н.Н.Муравьев командировал Я.П.Шишмарева переводчиком-секретарем консульства.
 

Вскоре, после отъезда Боборыкина из Урги в Россию, Я.П.Шишмарев был назначен консулом. Духовный правитель Монголии VIII Богд Жавзандамба, высоко оценив его деятельность в Монголии, подарил дачное местечко в Сонгино под Ургой, а также чашу из сандалового дерева. Как отмечают российские историки, "получение столь большого вознаграждения иноверцем является, чуть ли не единственным случаем в истории монголо-буддийской духовной обрядности".
 

В первой половине XIX века русские коммерсанты и их агенты продолжали свои наезды в Ургу и далее к югу до Калгана. Оседлые русские поселенцы в Монголии появились после подписания Россией Тяньцзинского и Пекинского договоров с Китаем, в период с 1858 по 1861 годы. Дипломат и историк И.М. Майский в связи с этим обстоятельством любопытно отмечает: "...В числе главных пионеров русской колонизации в Центральной Азии явились так называемые "староверы", гонимые на родине за свои религиозные убеждения. "Эти староверы являлись только одной струей этой колонизации, действовавшей, преимущественно, в западных районах Монголии. Другую, и, пожалуй, еще более важную струю составляли русские купцы. В 1860 году, то есть одновременно с путешествием алтайских старообрядцев в Урианхайский край, в Урге скрылась первая русская торговля".
 

О численности русских поселенцев он же пишет: "На первых порах число русских поселенцев в северной Монголии было довольно незначительно. Вообще до конца XIX столетия число русских торговцев, поселенцев в Автономной Монголии росло очень медленно и на рубеже нового века едва ли превосходило 300-400 человек.
 

Только с начала XX века процесс колонизации пошел быстрее. В 1910 году число русских в Урге достигло 600 человек, а в Улясутае и Кобдо - по 40-50 человек в каждом аген министерства торгов и промышленности. А.П.Болобан в 1912 году определял общее число русских в Монголии в 1500 человек, и эту цифру надо считать более или менее достоверной, так как г. Болобан имел возможность пользоваться материалами Русского консульства в Урге.
 

Особенно усилился прилив русских в страну Богдо-Гегена после переворота 1911-1912 годов. За период с 1912 по 1919 годы численность русских увеличилась с 1500 до 5000 человек.
 

В Урге создается русская торговая фактория, открывается русская школа. Ещё в 70-ых годах XIX века в Урге основывается Свято-Троицкий храм. В 90-ых годах создается метеорологическая станция, которая вела климатические и барометрические наблюдения для Пулковской обсерватории г.Санкт-Петербурга.
 

В начале XX века были открыты русская аптека и больница, где обслуживали также и монголов. Русские врачи при российских консульствах в Урге, Улясутае, Кобдо применяли научную медицину. Русские ветеринарные врачи в 1914 году стали проводить противоипизоотическую прививку скоту.
 

Русские торговцы-предприниматели создавали мелкие шерстемоечные, маслотопные предприятия, кишочные заводы, где работали сезонные рабочие-монголы. Из России заимствуются орудия труда, средства передвижения, паромы и мосты. В 80-ых годах XIX века русскими купцами был построен мост через реку Толу по тракту на Калган.
 

Завязываются тесные хозяйственные отношения между приграничным населением. Одной из традиционных форм общения пограничного монгольского и русского населения становятся встречи по случаю так называемого "эв мод" или бирки дружбы. "Эв мод" представлял из себя дошечку из кедра, толщиной с палец, с надписями на монгольском и русском языках, выражающими пожелания мира и дружбы между монгольским и русским народами. Дошечка разламывалась посередине на две части, которые бережно хранились на монгольской и русской стороне. В определенном месте, в определенное время года, тайком от маньжчурских властей, сходились монголы и русские и сличали обе половинки дошечки. Если половинки полностью совпадали, то устраивали празднества с конными скачками и другими состязаниями, делались взаимные подарки.
 

В период автономии ещё более расширилось взаимное общение монголов и русских. Многие араты побывали в России, куда уходили на заработки, или сопровождали караваны, или же по торговым делам. Отдельные торговцы и ламы через Россию побывали в Западной Европе и странах Азии.
 

При прежнем преобладании мелкого сибирского капитала появились и представители крупных фирм - Швецов, Бидерман, Я.Зоргаген и др. Возникли новые учреждения со штатами русских чиновников: консульство в Улиастае в 1906 году, в Ховде в 1911 году, вице-консульство в Наймачине в 1916 году, управление агента министерства торговли и промышленности в 1912 году и русский советник монгольского правительства по финансовым и экономическим вопросам в 1914 году, правление Монгольского Национального банка и конторы "Монголэкс" в 1915 году, новые русские почтово-те-леграфные конторы в Улиастае, Ховде, Заяын шавь, Тэсийн голе, Хатгале, монгольский телеграф и телефонная станция, которые частично обслуживались тоже русскими.
 

Исследователи и путешественники конца XIX - начала XX веков, помимо изучения разных сторон жизни и деятельности Монголии, отмечали низкий уровень культуры ее русских жителей. Малокультурностью отличалась, прежде всего, основная торговая часть русских поселенцев. Она проявлялась в низком уровне образования: вовсе не было лиц с высшим образованием, всего 2-3 человека со средним, подавляющее большинство окончило сельскую школу или в лучшем случае городское училище, немало было и таких людей, которые ни в каких школах не учились.
 

А между тем, именно русские в Монголии создали небольшие учреждения просвещения и культуры: школы для русских и монголов, типографию, клубы, частные и общественные библиотеки, кинематограф.
 

Первой, старейшей русской школой в Монголии была Ургинская школа переводчиков, основанная в ноябре 1864 года. Возникновение этой школы было вызвано созданием благоприятных условий для развития непосредственных русско-монгольских связей по Тяньцзинскому 1868 г. и Пекинскому 1860г. договорам, подписанных Россией с Китаем, по Правилам сухопутной торговли между Россией и Китаем 1862 года. Свободная торговля по всей Монголии, открытие первого российского консульства в Урге в феврале 1861 года, создание русской почтовой линии Кяхта - Урга - Калган в 1863 году, появление русских поселенцев в Монголии - все это чрезвычайно расширило официальные и неофициальные связи России с Монголией и потребовало людей, владеющих монгольским, китайским и маньчжурским языками.
 

Русские жители Монголии старались учить своих детей и для этого создавали здесь школы. Наиболее ранние сведения о небольшой начальной русской школе в Урге, которые удалось найти в архиве, относятся к 1903 году. В то время русские создали в Монголии 10 начальных и 1 среднее училище для обучения своих детей. "Весной 1916 года в Урге и ее окрестностях насчитывалось 200 детей школьного возраста, четыре начальные школы со 115 учениками содержало Ургинское приходское попечительство, которое было создано летом 1914 года, официально его возглавлял консул, а фактически недавно прибывший из Иркутска священник Ф.Парняков, отец 10 детей. В школах ученикам преподавали закон божий, русский язык и словесность, монгольский, английский и французский языки, арифметику, естествознание, рисование, пение, историю, географию, а в училище - эти же предметы и еще геометрию, коммерческую арифметику, бухгалтерию, коммерческую корреспонденцию на русском и иностранных языках, коммерческую экономику, товароведение с технологией, законоведение, черчение, лепку и труд.
 

У русских жителей Монголии были личные и общественные библиотеки. Д.А.Клеменц в 90-ые годы XIX века в Улясутае встретил русских, которые имели библиотеки, где "достаточно сведений о Монголии, также небольшой, но отборный ассортимент книг русских классиков". Общественные библиотеки были при школах переводчиков, начальных школах, в коммерческом училище в Урге, где были собраны русскими жителями Урги свободные книги и деньги, на которые по желанию колонистов выписывали газеты и журналы "Алтай", "Сибирская жизнь", "Русское слово" и др.
 

Русские жители Монголии не только получали газеты и журналы, книги из России, но стремились создать и свои газеты. "Еще в 1894 году в Урге появились 3 номера рукописной газеты "Сумрак". Вероятно, инициатором и создателем ее был И.В.Багашев". В 1919 году в Урге издавалась русская газета. Вот что о ней пишет И.М.Майский: "Ургинский кооператив издает периодический листок "Ургинское общество потребителей в Монголии", выходящий под редакцией священника Ф.Парнякова в неопределенные сроки, по мере накопления материала. Листок печатается по новой орфографии, содержит отдел статей, кооперативную хронику, хронику местной жизни, телеграммы и др. Это единственный русский периодический орган в Автономной Монголии, который в высшей степени является делом рук кооперации".
 

Русская колония в Урге, по определению Я.П. Шишмарева, была самой большой не только в Монголии, но "из всех наших колоний на всем Азиатском Востоке". В ней в начале 1917 года проживало около 5000 русских людей. Здесь более полно были представлены основные социальные группы и политические направления. Высшее чиновничество составляло небольшую группу: дипломатический агент и генеральный консул А.А.Орлов, вице-консул А.П.Хионин, агент министерства торговли и промышленности А.П.Болобан, советник по финансовым и экономическим вопросам С.А.Козин, его помощники П.А.Витте и М.И.Воллосович, управляющий Монголбанком Д.П.Першин и др. Группа военных была представлена консульским конвоем из полусотни забайкальских казаков во главе с Г.П.Игумновым. "Торговцев крупных (в масштабах Монголии), средних и мелких было 100 человек. Наиболее крупными торговцами-предпринимателями были Т.Т.Прокин, он владел самым большим земельным участком, скотоводческим хозяйством с породистым скотом, организовал автосообщение между Ургой и Майма-ачином, Н.Н.Сулейманов имел горное, мыловаренное, кишочно-очистительное предприятие, М.Н.Кочеров вел колбасное и кондитерское производство и др.
Многочисленной была группа рядовых служащих учреждений и частных фирм и интеллигенции. Среди них инженер В.И.Лисовский, статист Ф.Я.Семин, инженер-электротехник Х.О.Лукандер, техник-строитель И.М.Симухин, ветеринарный врач А.П.Свечников, бухгалтера, счетоводы, переводчики, учителя Ургинскихшкол Ц.Ж.Жамцарано, Д.А.Абашеев, А.В.Вампилова, Н.Ф.Батуханов и др.".
 

Среди сотрудников Монголбанка и Монголэкс И.М.Майский отметил не один десяток культурных и образованных людей, которые явились проводниками известной культурности и интеллигентности и оказывали цивилизующее влияние на жителей колонии. И.М. Майский дал наиболее подробную и обобщенную характеристику
 

русских займов и русских предприятий в Монголии, назвал почти все русские предприятия, определил размер деятельности, оборудование, производительность некоторых из них, как, например, "Монголора", кожевенных заводов, шерстомоек. Он отмечал, что, хотя русская промышленность в Монголии "очень незначительная, но она все-таки носит более привычный нам европейский облик", чем китайская, которая "носит в общем и целом ремесленный характер". Он сообщал сведения и о монгольских казенных предприятиях, созданных на средства займов России под руководством русских специалистов.
 

В те годы в Монголии жили в разное время участники революционного движения в России, одни нелегально, скрываясь от репрессий, другие - после отбывания наказания.
 

Известный монгольский социолог, доктор X. Гунд-самбуу, в своей книге "Стратификация монгольского общества: развитие и тенденции", рассматривая проблему миграции населения Монголии в начале XX века, пишет о том, что китайское население Урги занималось торговлей, мелким ремеслом, сферой обслуживания в области питания. А русские жили селениями, не смешиваясь с монголами, чем отличались от китайцев. Селясь прочно в Монголии, образовывая отдельные поселения, русские показали наглядный пример оседлого образа жизни, что являлось толчком к переходу смены цивилизации монголов: от кочевого образа жизни к оседлости.
 

По этому поводу И.В.Майский писал: "В противоположность китайцам, русские колонисты из торговой среды устраиваются здесь прочно и основательно. Селясь в пределах Автономной Монголии, русский торговец, имеющий свое дело, а таких много, сразу же заводит целое хозяйство: покупает лошадей, коров, баранов, иногда верблюдов, начинает косить сено, заготавливать дрова, разводит огород, сажает картофель, сеет овёс, ячмень и другие злаки. Все это не для продажи, а для собственного потребления. Хошунные торговцы часто устраивают заимки. Некоторые из этих заимок поражают своим образцовым устройством. Такова, например, заимка В.А.Балашева, больше известного в Монголии под именем Шпигеля, около озера Косогол.
 

Жители русской колонии в Монголии берегли родной язык, старались передать детям культуру, дух русского народа, обеспечить среду для успешного владения языками, использования их во всех сферах жизни. Среди простых колонистов, надо полагать, что было немало людей, хорошо знающих разговорный монгольский язык. Монгольский народ знает немало замечательных русских людей, превосходно владевших монгольским языком, сыгравших заметную роль в жизни монгольского народа. Вспомним некоторых из таких людей, проживавших в Монголии продолжительное время, и по зову сердца, и по долгу службы.
 

С.А.Козин (1879-1956) окончил восточный факультет Петербургского университета. С 1913 по 1917 годы - советник по финансовым и экономическим вопросам при Правительстве Автономной Монголии. При помощи С.А.Козина автономное правительство предприняло попытку упорядочить финансовое положение, развить земледелие, использовать природные богатства страны. Его новшеством в хозяйственной жизни страны было введение правил на аренду, таксы на лесные материалы и др. Сборы в пользу казны за рубку леса получили название гоожин - монгольское произношение фамилии советника Козина, которое употребляется до сих пор.
 

В.Ф.Люба в 1886 году окончил факультет восточных языков Петербургского университета, с 1890 по 1904 годы - драгоман Консульства в Урге, в 1904-1906 годах - консул в Урге, в 1911-1913 годах - Генеральный консул в Урге, а с 1913-1915 г. консульствовал в Ховде. Он хорошо знал монгольский язык, был инспектором и преподавателем в Ургинс-кой школе преподавателей, неоднократно выступал в защиту прав монголов.
 

А.В.Бурдуков родился 30 марта 1883 года в Тю-меньской области. Сын крестьянина средней руки, в 12 лет был отдан "в учение" к купцу Мокину, который увез его в Монголию. Постоянно находясь среди монголов, быстро научился понимать и разговаривать по-монгольски, изучил нравы, обычаи и верования монголов, познакомился с фольклором и старинными произведениями монгольской литературы. Он добровольно, по зову сердца, тратит немало времени, энергии и личных средств на оказание самой разнообразной помощи развитию монголоведения.
 

Т.А.Бурдукова (1912-1987) - известный монголовед и калмыковед, доцент Восточного факультета Ленинградского университета. Она родилась в семье талантливого монголоведа А.В.Бурдукова в Западной Монголии. Двумя ее родными языками были русский и монгольский. В 1927 году А.В.Бурдуков с семьей переехал в Ленинград и начал преподавать монгольский язык на Восточном факультете Ленинградского университета. Таисия Алексеевна продолжила дело отца, в 1945 году она защитила кандидатскую диссертацию по монголоведению. Среди опубликованных работ Т.А.Бурдуковой - переводы с монгольского, статьи по монгольской литературе, научно-популярные публикации. Подготовленная Т.А.Бурдуковой к печати книга ее отца "В старой и новой Монголии" вызвала большой интерес востоковедов.
 

К.В.Юрганова родилась и выросла в Монголии. Отец её В.И.Юрганов прожил в 35 верстах от Улиастая, на реке Улаан эрэг 50 лет. В 1910 году окончила Бийскую гимназию, училась на биологическом отделении Петербургского университета. Летом 1911 года совершила экскурсию в Монголию, собрав 4 тысячи насекомых и гербарий из 74 видов. Собрала коллекцию старинных монгольских рукописей, которые хранятся в Архиве Института народов Азии в Санкт-Петербурге, автор около 50 научных работ о Монголии.
 

Особую группу среди колонистов, выходцев из России в Монголии, составляли буряты. Буряты, проживавшие в нашей стране, разделялись на две категории: общественно-политических деятелей, занимавших различные более или менее видные посты в правительственном аппарате Монголии, и всякого рода ремесленников и квалифицированных работников-кузнецов, портных, плотников, архитекторов, а также хлебопашцев и других. Этническая близость, единство языка помогали бурятам оседать в Монголии. Но, селясь здесь, они приносили с собой воспринятые на родине элементы русской культуры и, таким образом, были проводниками ее среди халхасского населения.
 

Цыбен Жамцаранович Жамцарано (1880-1940) - ученый, монголовед, автор ряда научных работ по истории и культуре бурят и монголов. Он родился в Агинском аймаке Забайкальской области, окончил Санкт-Петербургскую гимназию, Иркутскую учительскую семинарию, Петербургский университет.
 

Русская колония 20-ых годов XX века, являясь предком нынешней русской диаспоры в Монголии, давала монголам конкретное представление о русской материальной и духовной культуре, о представителях различных социальных групп России: торговцах и предпринимателях, инженерах и техниках, чиновниках и служащих, офицерах, казаках, солдатах, врачах и фельдшерах, учителях и учениках, крестьянах и ремесленниках, о нашедших здесь убежище революционерах.
 

Т. Цэцэгмаа МонГУ
 

ЛИТЕРАТУРА
  • Опубликовано в книге "Русские в Монголии". Монголия. Улан-Батор. 2009 год. 208 стр. с иллюстрациями. Тираж 1000 экз. Сканирование и правка Е.Кулаков.
     
 
 

 

- Последние поступления в каталог
 

- Систематический каталог.

- Алфавитный указатель (статьи).

- Алфавитный указатель (авторы).
 

 

 

- Государство, политика
 

- История Монголии
 

- Легендарные личности Монголии
 

- География
 

- Путешествия, экспедиции
 

- Экономика Монголии
 

- Транспорт
 

- Религия
 

- Культура, искусство традиции монголов
 

- Обычаи, традиции монголов
 

- Наука, образование, медицина в Монголии
 

- Армия Монголии
 

 

 

- Легендарные личности
 

- Русские в Монголии
 

- Россия - Монголия
 

- СССР и МНР
 

- Российская Федерация и Монголия
 

- Русские экспедиции
 

Горячие предложения

Ищу попутчика!
 

Групповые туры 2015
 

Экскурсии  New!!!

Комбинированные туры 
 

Автомобильные туры

Зимние туры

Катание на лошадях 

Пешие туры 

Велотуризм 

Рыбалка в Монголии

Охота в Монголии

Сплавы по рекам

Специальные туры
 

Монголия - Байкал

Монголия - Китай
 

Бизнес туры

Прием официальных делегаций
 

Сопровождение групп New!!!
 

Пересечение границы

Рассказы путешественников

 

Информация туристам

Общая информация о стране

История Монголии

Государственное устройство

Политическое устройство

География

Экономика

Население

Наука

Образование

Здравоохранение

Религия

Искусство Монголии

Традиции и обычаи Монголов

Армия Монголии

Транспорт в Монголии

Почта Монголии
 

Регионы Монголии. Информация.
       Достопримечательности.

 

Россия - Монголия New!!!

Карты Монголии 

Информация для водителей

Публикации о Монголии New!!!

Фотографии о Монголии

Видеоматериалы New!!!

 

Общая информация

История Улан-Батора

Достопримечательности

Музеи Улан-Батора

Монастыри

Памятники и монументы

Художественные галереи

Театры Улан-Батора

Рестораны, кафе, бары, клубы

Фотоальбомы

Окрестности Улан-Батора

 

Расписания поездов и самолетов 

- Расписание поездов ст. Улан-Батор

- Международные рейсы Улан-Батор

- Местные авиарейсы

Гостиницы в Улан-Баторе

Турбазы Монголии

Визы в Монголию

Дипломатические представитель-
   ства Монголии

Посольства в Монголии

 

Бронирование

- Гостиницы в Монголии

- Проживание в семье

- Юрточные кэмпы

Бронирование билетов

- Авиабилеты

- Железнодорожные билеты

- Автобусные билеты

Визовая поддержка

- Приглашение в Монголию

- Получение визы в Монголию

- Визы в Россию из Монголии

Другие услуги 

- Гиды, переводчики

- Трансферы, встреча, проводы

- Аренда автомобилей

- Прокат снаряжения

 

Продаем карты Монголии. Купить карту Монголии в Москве. Карты Монголии.

   

Яндекс цитирования

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика