Чойбалсан. Административный центр Восточного (дорнод) аймака Монголии. Достопримечательности. Фотографии.
РЕГИОНЫ МОНГОЛИИ
ВОСТОЧНЫЙ (ДОРНОД) АЙМАК
ЧОЙБАЛСАН

- Координаты города Чойбалсан: 48° 04.14 с. ш. 114° 31.22 в. д.
- Высота города Чойбалсан над уровнем моря: 747 м
- Население Чойбалсан: 39 500 человек (2007)
- Часовой пояс: UTC+8
- Телефонный код: +976 (0)158

Чойбалса́н (монг. Чойбалсан) — четвёртый по величине город в Монголии. До 1921
года - Сан-Бейсе, позже переименован в Баянтумен (Баян-Тумен)). В 1941 году город переименован в честь монгольского коммунистического деятеля Хорлогийна Чойбалсана.
Административный центр Восточного (Дорнодского) аймака. Город расположен на реке Хэрлэн (Керулен) на высоте 747 м над уровнем
моря. Население 37,5 тыс. От г.Улан-Батор 655км. Основан в 1931 году. Связан с РФ железной дорогой, есть аэропорт.
В городе Чойбалсан есть все атрибуты "большого города": банки, школы, институты, гостиницы, интренет-кафе, авторемонтные мастерские, автомойки, а также кафе, рестораны, буддистский храм, спортплощадка и спальный район,
состоящий из советских пятиэтажек, бревенчатых хат и естественно традиционных монгольских юрт.
Город Чойбалсан с 40-тысячным населением — бывшая
военная база Советской армии. От пребывания наших войск сейчас здесь остались
только брошенные казармы и ДОСы — дома офицерского состава. Монгольские военные
с теплотой вспоминают те годы и братство по оружию.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
На протяжении столетий место, где сейчас
находится город, служило остановкой на караванном пути. Возникновение города
Чойбалсан связано с крупным монастырем Сайн-Бэйсийн-Хурэ, стоявшим здесь на
пересечении торговых путей в Китай и Маньчжурию. В XIX веке поселение
выросло до размеров города, став экономическим центром Восточной Монголии
уже в XX веке. История города неразрывно связана с боями монгольской и
Красной армий против японских милитаристов на р. Халхин-Гол. После ряда демократических перемен, произошедших в 1992 году,
город покинули российские специалисты, многие секторы экономики пришли в
упадок. С тех пор в Чойбалсане один из самых высоких уровней безработицы в
Монголии.
Железная дорога Чойбалсан - Ундур - Дзун-Булаг,
Сухэ-Батор
и
Чойбалсан - Байн-Тумэн - Ульдзуйту - Байн-Уул.
Военно-полевая УЖД. Колея 750 мм. Неэлектрифицированная. Максимальная длина
536 км. Постановление ГКО СССР "О проектировании жел.-дор. линии Байн-Тумен -
Томцаг-Булак - Хамарадаба с ветвями Дзин-Булак - Угольные копи и
Томцаг-Булак - Яковлевский городок" номер 1890 принято 6 июня 1942 г. В
этом же году усилиями советских военных дорога вступила в строй. Утратила свое
значение и была разобрана в 1962 - 63 годах. По насыпи проходит гравийная
дорога. УЖД эксплуатировалась только во время войны с Японией. Входила в состав ж.д.
им. В.М.Молотова. Линия до Байн-Уула разобрана до 1956 г.
В мае 1956 г. УЖД
вместе с ширококолейной веткой Байн-Тумэн (Чойболсан) - Соловьёвск передана из
Забайкальской ж.д. в Улан-Баторскую ж.д.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Электростанция, угольный разрез "Адуун чулуу",
деревообрабатывающий, мукомольный, мясокомбинат, авто-мастерские,
объединенная база строительных материалов и т.д. Сфера обслуживания, школы,
больница, небольшие предприятия. Аэропорт. Лёгкая, пищевая. промышленность; производство стройматериалов.
ТЭЦ. Мукомольный и мясной комбинаты, шерстомоечная фабрика. В окрестностях —
добыча бурого угля и плавикового шпата (в Бэрхе).
Завод по переработке полиэтиленовых мешков
и посуды сдан в эксплуатацию в городе Чойбалсан, центр аймака Дорнод.
Данное предприятие с мощностью расплавлять одну тонну полиэтиленовых мешков
в день уже поставляет свою продукцию. В настоящее время оно принимает заказы
на изготовление скамеек, оград садового участка, столбов и т.д. Завод
покупает сырьё с рук за 50 тугриков за килограмм, но в большинстве случаев
собирает его на централизованных точках производственных и хозяйственных
отходов Чойбалсана. Завод построен на средства госпредприятия с региональной
собственностью "Чойбалсан хугжил", которое приобрело соответствующее
оборудование за 15 миллионов тугриков в Китае. (июнь 2008 года)
ТРАНСПОРТ
Аэропорт города Чойбалсан (COQ/ZMCD) располагает
одной бетонной взлетно-посадочной полосой, регулярные рейсы в
Улан-Батор. Имеет статус
международного резервного аэропорта. Сдан в эксплуатацию 21 ноября 2001
года. В задачи аэропортового комплекса входят прием международных авиалайнеров в
случае отсутствия возможности их приземления по метео- и другим причинам в
аэропорту монгольской столицы "Чингис Хаан". Ранее такие вынужденные посадки
самолеты национальной и зарубежных авиакомпаний совершали в Пекине или в
Иркутске. Международный резервный аэропорт в Чойбалсане построен на
базе бывшего военного аэродрома Группы советских войск в Монголии. После
окончательного вывода ограниченного советского воинского контингента из
Монголии в 1993 году взлетно-посадочная полоса военного аэродрома
эксплуатировалась авиакомпанией МИАТ на внутренних рейсах. С 2009 г.
авиарейсы в Хайлар /КНР/.
Чойболсан железной дорогой связан со
станцией Соловьёвск Транссибирской ж. д. (Россия). В настоящее время
строится участок пути Саншанд - Баруун-Урт - Хоот - Чойболсан
длинной более 450 километров. С вводом в строй этого участка, линия Эрэнцав - Чойболсан будет соединена с основной железнодорожной сетью Монголии.
Узел автомобильных дорог.
ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ
Чойбалсан Хорлогийн. Один из основателей Монгольского народно-революционной партии.
Юрий Александрович Сенкевич (4 марта 1937, в г. БаянТумэн (ныне г. Чойбалсан) в Монголии (отец Александр] Осипович и мать Анна Куприяновна работали в Монголии! в качестве врача и медсестры).
Умер 25 сентября 2003 в Москве) — русский учёный-медик и телеведущий. Кандидат медицинских наук, полковник медицинской службы в отставке, лауреат Государственной премии, академик Российской телевизионной академии,
президент Ассоциации путешественников России, ведущий старейшей телепередачи советского и российского телевидения Клуб путешественников.
Жуков Георгий Константинович. Почетный гражданин города Чойбалсан.
Герой Советского Союза Николай Францевич Гастелло воевал на Халкин Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка 100-й смешанной бомбардировочной
бригады. Его имя носит школа № 1 в г. Чойбалсане, где установлена бюст героя.
В 1963 году в отряд космонавтов был зачислен заместитель командира 43-го авиаполка по политчасти Георгий Тимофеевич Добровольский. 6 июня 1971 года стартовал космический корабль «Союз-11», командиром которого был Г.Т. Добровольский.
Работа экипажа в космосе продолжалась почти 24 суток. После успешного выполнения программы Г.Т. Добровольский, В.Н. Волков и В.К. Пацаев возвращались на землю. Они погибли из-за разгерметизации кабины на спуске. Им было присвоено звание
Героев Советского Союза. Приказом Министра обороны СССР Герой Советского Союза подполковник Г.Т. Добровольский навечно зачислен в списки 43-го авиационного полка.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ:
- Драматический театр.
- Городской краеведческий музей. Городской Музей расположен в прежней
правительственной резиденции в старой части города. Вероятно лучший из
краеведческих музеев за пределами Улан-Батора. Краеведческий музей Чойбалсана
содержит интересные картины, захватывающие старые фотографии, некоторые памятные
вещи Чойбалсана и гигантский котел,
сделанный в 1861, который является достаточно большим, чтобы варить баранину для
500 человек. На карте Восточного аймка, имеющейся в музее, отмечено
местоположение многих разрушенных монастырей.
- Музей естественной истории. Если Вы хотите осмотреть чучела животных
обитающих в Восточном аймаке, посетите Музей Естествознания, на Западной стороне
центральной площади.
- Музей Г.К. Жукова (Музей боевой славы "Халхин гол"). Музей Г.К.
Жукова представляет хронику войны с японцами на Хахин голе в 1939 году. Музей
расположен в юрточном пригороде, в 1,5 километрах к северо-востоку от Драмтеатра
и в 200 метрах к северу от главной дороги. Смотритель с ключом живет по
соседству (традиционно для многих аленьких провинциальных музеев).
- В городе Чойбалсане расположен музейный комплекс Халхин-Гола. Он включает в себя исторический музей, мемориал победителям и памятник маршалу Х. Чойбалсану. В Чойбалсане находится и мемориальное кладбище, на котором хоронили
погибших в боях и умерших в госпиталях советских летчиков.
- Мемориал героям Монголии. Это - большая арка на центральной площади
Чойбалсана, с всадником, скачущим сквозь арку.
- Монастырь Данраг (Danrag Danjalan Khiid). Согласно записям, этот
монастырь был построен приблизительно в 1840 году и в свое время был очень
крупным (около 800 монахов). Монастырь включал в себя три северных храма и
четыре южных храма, но меньше чем половина монахов могла быть размещена
когда-то, таким образом больше всего должен был молиться снаружи. Монгольские
силы безопасности спустились на месте в 1937, разрушили все храмы и арестовали
большинство монахов. В июне 1990 года монастырь вновь открылся, и у него теперь
есть два маленьких храма, где живут около 35 монахов.
- В местной воинской части (в.ч. №327 им. Г.К.Жукова г.Чойбалсана) находится уголок советского маршала, а также музей великого полководца, в котором, несмотря на плачевное его состояние, выставлены ряд ценных экспонатов.
- Бюст Героя Советского Союза Николай Францевич Гастелло. Н. Гастелло воевал на Халкин Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного
авиационного полка 100-й смешанной бомбардировочной бригады. Его имя носит школа № 1 в г. Чойбалсане, где установлена бюст героя.
- Мемориальный комплекс советским летчикам в г. Чойбалсане
Мемориальный комплекс советским летчикам в г. Чойбалсане чаще всего посещают российские туристы. Городские власти прилагают все усилия для содержания этого мемориала в
надлежащем порядке, своевременно проводят реставрационные работы.
На кладбище в Чойбалсане похоронено большинство советских летчиков, погибших в воздушных боях и умерших от ран в госпиталях Баян-Тумэна. На мраморной “Стене славы” выбиты
также имена советских пилотов, которые числятся пропавшими без вести.
Авторы мемориала увековечили память о летчиках - Героях Советского Союза, удостоенных этого высокого звания за мужество и героизм проявленные в боях с японскими захватчиками.
Пять летчиков были удостоены этого звания посмертно, в том числе и легендарный летчик-истребитель Виктор Рахов, умерший от ран в госпитале Баян-Тумэна 29 августа, в день присвоения ему звания Героя.
СОВЕТСКИЙ ЧОЙБАЛСАН
- В городе было 4 советских школы (школы номер 1, 5, 6, 10)
- В городе Саин-Шанда на базе 127 отдельного военно- железнодорожного батальона МВД, был сформирован учебный
железнодорожный полк. 25 января 1954 года часть передислоцируется в город Чойбалсан. 23 февраля 1954 года формирование части было закончено. 23 февраля объявлено годовым праздником части. С 1954 г. по 1974г. частью
командовал участник Великой Отечественной войны, выпускник военной академии им. Фрунзе, полковник Гребенюк Владимир Андреевич. Кстати, железнодорожный мост через реку Тола (в восточной части Улан-Батора) был построен именно этой частью.
- Международный резервный аэропорт в Чойбалсане построен на базе бывшего военного аэродрома Группы советских войск в Монголии (2001 год). После окончательного вывода ограниченного советского воинского контингента из
Монголии в 1993 году взлетно-посадочная полоса военного аэродрома эксплуатировалась авиакомпанией МИАТ на внутренних рейсах. На аэродроме в
городе Чойболсан базировался 43 АПИБ (Аэродром построен в 1969 году. Размещались Су-7, а с 1971 на Су-17)
- Краснознаменный Севастопольский ордена Кутузова III степени 43-й апиб
- Советский военный аэродром Чойбалсан.
НОВОСТИ ЧОЙБАЛСАНА
В январе 2007 года состоялось совещание по открытию новой линии железной дороги, которая по мысли участников собрания соединит Европу с Азией. дорога протяженностью в 857 километров, от морского порта Цзиньчжоу до китайского
КПП на границе с Монголией Зуун хатавч будет введена в эксплуатацию уже к 2010 году. Это позволит присоединить монгольский пограничный ККП Бичигт к железнодорожной линии, которую планируют проложить дальше по территории
Монголии в направлении Эрдэнэцагаан - Баруун-Урт - Чойбалсан. Монголы давно носятся с идеей построить дорогу из Внутренней Монголии к себе во Внешнюю в направлении Чойбалсана. В 2004 году они проводили переговоры с
заинтересованными ведомствами Читинской области о поставке шпал для данной магистрали, но, узнав, что безвозмездно получить материалы не удастся, прекратили переговоры. Однако, появление железнодорожного участка от
монголо-китайской границы до Чойбалсана может означать и начало строительства нового железнодорожного суперкоридора в продольном направлении, альтернативного российскому Транссибу - монголы уже строят его
шоссейный вариант с многозначительным названием «Дорога тысячелетия». Новая магистраль, безусловно, повысит международное значение Монголии как транзитной страны на важнейшем трансконтинентальном направлении. Отраслевые
эксперты и участники рынка сходятся во мнении, что КНР строит трассу для освоения месторождений монгольских полезных ископаемых, а Россия без собственного участия получает дополнительный железнодорожный выход в Китай.
-
В настоящее время строится участок пути Саншанд - Баруун-Урт - Хоот - Чойболсан
длинной более 450 километров. С вводом в строй этого участка, линия Эрэнцав -
Чойболсан будет соединена с основной железнодорожной сетью Монголии.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
ВИДЕО
|