Расписания поездов по городам России, Монголии, Китая. Бронирование билетов по Монголии, Китаю, России.   English Russian

  Главная страница   О компании   Контакты   Форум   Карта сайта

Баруун-Урт. Административный центр Сухаэбатор аймака Монголии.

РЕГИОНЫ МОНГОЛИИ

СУХЭ-БАТОР АЙМАК

БАРУУН-УРТ

Баруун-Урт, до 1989 г. по-русски назывался Барун-Урт; монг. Баруун-Урт) — город в Монголии. Административный центр Сухэ-Баторского аймака и одноимённого сомона.
 

Расположен в восточной части Монголии в северо-восточной части Сухэ-Баторского аймака. Расстояние от Баруун-Урта до Улан-Батора — около 500 километров по прямой и 565 километров по автодороге. Баруун-Урт находится в сухостепной холмистой местности на высоте 981 метр над уровнем моря. Высота окрестных возвышенностей не превышает 1160 метров. Вся окрестная местность имеет уклон к югу, где в 12 км от города с запада на восток протянулась покрытая солончаками и высохшими солёными озёрами (Тумэнгийн-Нур, Шорот-Цаган-Нур, Тасархайн-Нур) долина шириной от 0,5 до 4 км и длиной 100 км.
 

Через западную часть города протекает текущий с севера ручей Баруун Урт, давший название городу («Западный Длинный»), который наполняется водой только в период летних дождей.
 

Примерно в 100 км к юго-востоку от города начинается вулканическое поле Дариганга (оно частично заходит на территорию Китая) на котором располагаются многие десятки потухших вулканов разных размеров, при этом относительная высота ни одного из них не превышает 300 м.
 

Площадь собственно города составляет 52,83 кв.км, а всего сомона, в который входит город, 542,6 кв.км (по другим данным площадь города составляет 55,136 кв.км, из которых собственно застроенные земли 52,77 кв.км, земли улично-дорожной сети 1,59 кв.км, земли, покрытые древесной растительностью 0,06 кв.км, акватории и водоохранные зоны 0,03 кв.км, сельскохозяйственные земли 0,626 кв.км.

ИСТОРИЯ

Регион, в котором был основан город, издавна обжит людьми. Имеются многочисленные находки орудий времён каменного века. К более позднему периоду истории относятся каменные изваяния балбал, приписываемые древним тюркам. В районе города находится дорога, выложенная по бокам гранитными валунами и называемая «тропой коня Чингисхана».
 

Населённый пункт под названием Баруун-Урт был основан в связи с образованием в 1942 г. (по другим данным в 1941 г.) нового Сухэ-Баторского аймака. При выборе расположения будущего города решающую роль сыграли факторы наличия источников воды для населения, наличие в относительной близости от города разведанных запасов угля, выходящих, как это часто бывает в Монголии, прямо на поверхность. Только наличие минерального топлива для печного отопления и приготовления пищи делало возможным в безлесном аймаке создание крупного населённого пункта. Кроме того административный центр аймака располагался вблизи географического центра аймака, что облегчало транспортную доступность жителям аймака. Удачным было и то, что будущий город располагался на границе ареалов расселения двух основных этносов аймака: халха-монголов к северу от Баруун-Урта и дариганга к югу. Это, в частности, определило этнически смешанный состав населения города. Место основания города находилось всего лишь в 15 км северо-восточнее месторасположения большого монастыря, который был уничтожен всего за 4 года до этого. Монастырь, в котором насчитывалось до 1000 монахов, на протяжении долгих лет был значимым центром региона.
 

В условиях Второй мировой войны также имело значение и удаленность почти на 300 км от государственной границы с созданным японскими оккупантами на части территории Китая марионеточным государством Мэнцзян. Летом 1945 г. во время подготовки к Советско-японской войне южнее и восточнее города располагались советские и монгольские войска, входившие в состав конно-механизированной группы под командованием героя Советского Союза и героя Монголии Плиева, которые составляли крайний правый фланг Забайкальского фронта.
 

Первые годы своего существования Баруун-Урт оставался посёлком, который выполнял исключительно административные и торговые функции, его население не превышало 2-3 тысяч человек. Рост населения начался в связи с проведением коллективизации и связанным с этим созданием (с помощью СССР) инфраструктуры общедоступной бесплатной медицины, всеобщего образования. Рост благосостояния сельского населения был обусловлен, в частности, наличием регулярных денежных выплат работающим в коллективных хозяйствах крестьянам-пастухам, что увеличило объём розничной торговли. Для обеспечения населения некоторыми товарами в городе начали создаваться небольшие предприятия местной промышленности. Это не могло не сказаться на росте населения Баруун-Урта. В 1957 г. от, согласно указу Великого народного хурала (парламента) Монголии, получил статус города (хотя в начале 1960-х годов его население составляло всего 3,5 тыс. жит.), но в последующие годы наблюдался устойчивый рост населения. К концу 1980-х годов оно достигло 16 тыс. жителей.
 

После начала т. н. рыночных преобразований в начале 1990-х годов ряд предприятий пришли в упадок, серьёзные трудности переживала бюджетная сфера, а вместе с ними и сектор торговли и услуг. Произошла депопуляция города за счет миграции в относительно благополучную столицу г. Улан-Батор и некоторые города севера страны (Эрдэнэт и др.), также имел место и характерный для того периода развития Монголии отток из города недавних сельских мигрантов, которые возвращались к своим прежним занятиям. Депопуляция прекратилась с вводом в строй цинкового рудника Тумертийн Овоо, расположенного в 14 км к северу от города. Начала оживать местная промышленность, торговля. Также обновилась технология добычи угля в угольном карьере Талбулаг.

НАСЕЛЕНИЕ

Баруун-Урт получил статус города в 1957 году, до этого с момента основания (в 1942 году) был посёлком, который выполнял административные функции центра вновь образованного Сухэ-Баторского аймака. Рост населения города начался лишь в конце 50-х годов. С 50-х годов XX века по 1994 год население города росло, составив на пике роста 17289 человек; позднее численность жителей Баруун-Урта уменьшалась и, достигнув минимума в 2005 году, снова начала увеличиваться. По данным текущего учёта населения, в 2009 году в городе проживало 13859 чел. (в 2008 году — 12 944 чел.), а в сомоне (с учётом сельского населения окрестностей города) — 16 249 чел. (в 2008-м — 15 549 чел.). Одним из важных факторов роста населения стало открытие цинкового рудника Тумертийн Овоо, на котором нашли работу несколько сотен горожан, а также связанный с этим событием приток средств, позволивший расширить оборот торговли, услуг, строительства.

Подавляющее большинство населения города — около 60 % жителей — представители родственной халха-монголам этнографической группы дариганга (территория расселения дариганга занимает практически всю южную половину аймака достигая города Баруун-Урт), ок. 40 % населения составляют халха-монголы, кроме которых имеется небольшое число узумчинов. Следует отметить, что миграция в город сельского населения из южных районов аймака привела к увеличению доли дариганга в населении города с примерно 40 % в 1979 г.[18] до 60 %[19] в 2000 году. Выборочный опрос глав семей Баруун-Урта, произведённый в 2007 году в ходе реализации швейцарского проекта 42,8 % глав семей указали, что относятся к халха-монголам, 55,4 % — к дариганга, 1,3 % — к баятам, 0,6 % — к элжгин[20]. После сооружения цинкового рудника Тумертийн Овоо в городе присутствует некоторое количество иностранцев (китайцев).

ТРАНСПОРТ
  • Баруун-Урт является важным узлом автомобильных дорог. Все дороги, ведущие к городу в основном, грунтовые. Исключение составляет только трасса А2001 и небольшое шоссе длиной 14 км, соединяющее город с находящейся в его окрестностях шахтой Тумертийн Овоо.

    К городу подходят 4 главные дороги:

    - С запада приходит новая асфальтовая дорога А2001, соединяющая Баруун-Урт с городом Чингис-Хот, а через него с
      Улан-Батором (338 км асфальтированного шоссе Улан-Батор — Ундерхаан), находящимся в 565 км от Баруун-Урта.
    - С севера приходит грунтовая дорога А22, соединяющая с крупнейшим городом Восточной Монголии Чойбалсаном (193 км).
    - С юго-востока приходит грунтовая дорога А2002, соединяющая город с Китаем через расположенный в 278 км пограничный
      пункт Бичигт-Зуун-Хатавч. На этой дороге расположены сомон Асгат в 44 км и сомон Эрдэнэцагаан в 203 км от Баруун-Урта.
    - С юго-запада приходит грунтовая дорога, соединяющая Баруун-Урт с городом Сайншанд (342 км), расположенным на
      Трансмонгольской железной дороге и шоссе Улан-Удэ — Улан-Батор — Пекин. Сомон Халзан расположен на этой дороге
      в 66 км от Баруун-Урта.

    Местными грунтовыми дорогами город соединён с сомонами Дарьганга (171 км) и Онгон (161 км) к югу о города; с сомонами Баяндэлгэр (161 км) и Уулбаян (128 км) к юго-западу от города; с угольным карьером Талбулаг (34 км) и сомоном Тумэнцогт (140 км) к северо-западу от города.
     
  • На южных окраинах Баруун-Урта находится аэропорт Баруун-Урт (UUN/ZMBU) с грунтовой взлётно-посадочной полосой длиной 2200 м. Из аэропорта совершаются регулярные рейсы в Улан-Батор (время в полёте 1 час 50 минут).
     
  • В 2020 году начато строительство железнодорожной ветки Сайншанд - Баруун Урт -  Хоот - Чойболсан. С вводом в строй этого участка, линия Эрэнцав - Чойболсан будет соединена с основной железнодорожной сетью Монголии.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛЕНИЕ

Сомон Баруун-Урт разделён на баги, которые вместо имён носят номера (это обычная практика для монгольских городов). Всего в сомоне Баруун-Урт 9 багов, при этом баги № 1 — 7 составляют собственно город, баги № 8 и 9 формируют сельскохозяйственную территорию, окружающую город. При этом плотность населения на этой сельской территории составляет менее 5 чел./км².

ЭКОНОМИКА

В окрестностях города разрабатываются месторождения цинка и каменного угля.

В 13 километрах к северу от Баруун-Урта расположена цинковая шахта Тумертийн Овоо. Запасы руды с содержанием цинка 13,67 % составляют около 70 млн тонн. Добыча началась 28 августа 2005 года. Ежегодно добывается порядка 300 тыс. тонн руды, из которых на обогатительном предприятии производится 80 тыс. тонн цинкового концентрата, который автотранспортом вывозится в Сайншанд, а оттуда по Трансмонгольской железной дороге в Китай. Рудник и обогатительное предприятие являются совместным предприятием Tsairt Mineral Co. Ltd., которым владеет (51 %) китайская компания NFC (China Non-ferrous Metal Industry’s Foreign Engineering and Construction Co., Ltd.) и монгольская Metalimpex Company (49 %), зарегистрированная в Баруун-Урте. На руднике и обогатительном предприятии нашли работу ок.450 монгольских граждан, работают также и иностранные специалисты.

В 34 км к северо-западу от города в карьере Талбулаг ведётся добыча угля, что удовлетворяет потребности города в твёрдом топливе. В месторождении присутствуют нижнемеловые бурые угли. Общие запасы углей всех классов данного месторождения составляют ок. 50 млн тонн. В начале 2009 г. введены в строй новые мощности по добыче 50-60 тыс. тонн в год при общих запасах в размере 8-10 млн тонн].

В городе также расположен офис китайско-монгольской компании, которая владеет рудником и горно-обогатительной фабрикой по производству молибденового концентрата в сомоне Эрдэнэцаган (примерно 200 км на восток от города).

В самом городе находятся предприятия пищевой и кожевенно-обувной промышленности.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
  • Баруун-Урт был построен в социалистическое время, поэтому никаких культовых сооружений в нём изначально не было. В постсоциалистический период был возведён буддийский монастырь Эрдэнэмандал Хийд. В монастыре один храм, территория окружена декоративной стеной (100 на 70 м). И храм и стена выполнены в традиционном архитектурном стиле. Своё название новый монастырь унаследовал от прежнего (сооружённого в 1830 г.), который находился 46°37′40″ с. ш. 113°07′10″ в. д. в 15 км от того места, где впоследствии был основан город. В период своего расцвета в старом монастыре насчитывалось семь храмов и обитало до 1000 монахов. Монастырь был уничтожен в 1938 г. (как и практически все культовые сооружения Монголии) в ходе репрессий против религии.

    Новый монастырь находится в центральной части города, примерно в 400 м к западу от главной площади вдоль улицы, ведущей к мосту через ручей и далее на выезд в направлении Улан-Батора. Недалеко от монастыря находятся главный рынок и автостанция.
     
  • Музей Сухэ-Баторского аймака открыт в 1972 г. на базе существовавшего с 1949 г. краеведческого кабинета. Здание построено специально для музея в 1971 г. В его фондах свыше 5 тыс. единиц хранения, имеются коллекции археологическая, этнографическая, историческая, художественная и др. В музее можно осмотреть национальные костюмы всех трёх этнических групп, населяющих аймак — халха, дариганга и узумчинов. Есть коллекция экспонатов возобновлённых в Дариганге промыслов по изготовлению ремесленных изделий из серебра, художественной ковке железа. Имеется коллекция чучел животных, населяющих аймак, в том числе монгольских газелей-дзеренов. Есть экспозиция посвящённая каменным столбам-изваяниям балбал, как мужским, так и женским, приписываемым древним тюркам.
     
  • В городе имеется Музыкально-драматический театр «Жаахан шарга»
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
       
БИБЛИОГРАФИЯ
  • Использовались материалы книги Ю.Кручкина "Монголия. Географическая энциклопедия", Улан-Батор, 2009 год.
  • Материалы Википедии Wikipedia®
     
 

- Сухэ-Баторский аймак

- Карта. Сухэ-Батор аймак.
 

- Баруун Урт. Административный центр.

 

- Административное деление Монголии

- Города Монголии
 

- Общая карта Монголии

- Карта административного деления
 Монголии

 

- Улан-Батор

- Отдельные административные
  районы Улан-Батора
 

  · Багахангай

  · Багануур

  · Налайх
 

- Пригороды Улан-Батора
 

  · Поселок Гачуурт.

  · Детский лагерь "Найрамдал".

 

- Дархан (Дархан Уул)

- Эрдэнэт (Орхон)

- Чойр (Гоби-Сумбер)

 

- Центральный (Тувь) аймак

- Увурхангай аймак

- Архангай аймак

 

- Хубсугульский аймак

- Булганский аймак

- Селенгийский аймак

 

- Хэнтий аймак

- Дорнод аймак

- Сухэ-Баторский аймак

 

- Баян-Улгийский аймак

- Ховд аймак

- Убсунурский (Увс) аймак

- Завханский аймак

 

- Средне-Гобийский (Дундговь)

- Южно-Гобийский (Умнеговь) аймак

- Восточно-Гобийский (Дорногоби) аймак

- Баянхонгор аймак

- Гоби-Алтай аймак

Горячие предложения

Ищу попутчика!
 

Групповые туры 2015
 

Экскурсии  New!!!

Комбинированные туры 
 

Автомобильные туры

Зимние туры

Катание на лошадях 

Пешие туры 

Велотуризм 

Рыбалка в Монголии

Охота в Монголии

Сплавы по рекам

Специальные туры
 

Монголия - Байкал

Монголия - Китай
 

Бизнес туры

Прием официальных делегаций
 

Сопровождение групп New!!!
 

Пересечение границы

Рассказы путешественников

 

Информация туристам

Общая информация о стране

История Монголии

Государственное устройство

Политическое устройство

География

Экономика

Население

Наука

Образование

Здравоохранение

Религия

Искусство Монголии

Традиции и обычаи Монголов

Армия Монголии

Транспорт в Монголии

Почта Монголии
 

Города Монголии.

Регионы Монголии. Информация.
       Достопримечательности.

Карты регионов Монголии.
 

Россия - Монголия New!!!

Информация для водителей

Публикации о Монголии New!!!

Фотографии о Монголии

Видеоматериалы New!!!

 

Общая информация

История Улан-Батора

Достопримечательности

Музеи Улан-Батора

Монастыри

Памятники и монументы

Художественные галереи

Театры Улан-Батора

Рестораны, кафе, бары, клубы

Фотоальбомы

Окрестности Улан-Батора

 

Расписания поездов и самолетов 

- Расписание поездов ст. Улан-Батор

- Международные рейсы Улан-Батор

- Местные авиарейсы

Гостиницы в Улан-Баторе

Турбазы Монголии

Визы в Монголию

Дипломатические представитель-
   ства Монголии

Посольства в Монголии

 

Бронирование

- Гостиницы в Монголии

- Проживание в семье

- Юрточные кэмпы

Бронирование билетов

- Авиабилеты

- Железнодорожные билеты

- Автобусные билеты

Визовая поддержка

- Приглашение в Монголию

- Получение визы в Монголию

Другие услуги 

- Гиды, переводчики

- Трансферы, встреча, проводы

- Аренда автомобилей

- Прокат снаряжения

 
Купить карту Монголии в Москве. Карты Монголии.
   

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru