Расписания поездов по городам России, Монголии, Китая. Бронирование билетов по Монголии, Китаю, России.

English Russian

 Главная страница   О компании   Контакты   Форум   Карта сайта

ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТАМ

ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ МОНГОЛОВ

ОБРАЗОВАНИЕ МОНГОЛИИ


До провозглашения независимости в Монголии господствовали духовные школы при многочисленных монастырях, них изучались главным образом буддийское богословие и медицина на тибетском языке. Светского образования в стране Монголии в начале XX в. как такового ещё не было. Функции учителей выполнялись ламами, которые специально готовились к этому в специальных школах при монастырях.
 

Первая российско-монгольская школа была открыта в 1725 г. в Иркутске для приобщения монголоязычного населения к русскому языку и культуре. В 1832 г. по инициативе Департамента иностранных дел России в г.Троицкосавске (недалеко от монгольской границы) было создано русско-монгольское войсковое училище для подготовки переводчиков монгольского языка.
 

В 1864 г. российский консул в Урге (ныне г.Улан-Батор) Я.П.Шишмарев основал школу для русских и разрешил посещать ее детям местной элиты. Это были первые светские учебные заведения на монгольской территории. Вместе с тем, до победы в Монголии народной революции в 1921г. грамотность населения составляла всего 1%. И даже многие ламы, получившие религиозное образование на тибетском языке, не умели читать и писать по-монгольски.
 

В 1908 г. впервые появляются небольшие школы для подготовки чиновников, с преподаванием маньчжурского, китайского и монгольского языков. Эти школы имели две разновидности: школы индивидуального обучения и домашние школы, где учителя или чиновники обучали своих учеников монгольской и тибетской грамоте.
 

В 1908 г. Б. Я. Владимирцов писал о дэрбэтах: «Школ не существует вовсе, грамоте выучиваются дома и, по-видимому, в возрасте 15—20 лет, а вернее сказать, это «полуграмотность», т. к. большинство удовлетворяется умением читать по складам и писать каракули. Хорошо пишут и читают и вообще знакомы, с монгольской письменностью одни члены княжеских семейств, чиновники да профессиональные писцы».
 

К началу периода Богдо-гэгэна население Монголии - араты, было почти поголовно неграмотным. Правящая элита Монголии, получившая образование за границей, составляла несколько процентов. В стране не имелось ни одной постоянно действующей светской школы.
 

Сложившаяся ещё в XYI-XYII вв. система духовного (монастырского) образования Монголии не претерпела существенных изменений ни при маньчжурской власти (конец XVII B.-1911 т.), ни во времена Богдо-гэгэна (1911-1921 гг.). По сути дела, вплоть до 1921 г. монастыри продолжали оставаться главным, если не единственным, очагом «просвещения». Поэтому арат, пожелавший дать своему ребенку хоть какое-нибудь образование, вынужден был отдавать его в монастырь. Это явление, в частности, было одной из причин чрезвычайного развития в дореволюционной Монголии института монастыря.
 

Не только образование, но и вся общественная, хозяйственная и семейная жизнь монголов в дореволюционной период находилась под сильнейшим влиянием религии. Ламы устанавливали время начала различных работ, назначали сроки для женитьбы, определяли методы воспитания детей. Лама принимал новорожденного, давал имя, «лечил и учил», венчал, служил при погребении, требуя и получая во всех случаях определенную мзду. «Лама не только духовник и учитель, он голова, сердце и пророк в своём отечестве», - писали французские путешественники Э. Гюк и Г. Габэ, побывавшие в середине XIX в. в Южной Монголии [45, с. 40].
 

Советский ученый, академик И.М. Майский, посетивший Монголию в 1918 г., отмечал: «Роль лам в монгольской жизни была огромна. Можно без преувеличения утверждать, что лама провожал монгола от колыбели до могилы. Лама молился о даровании потомства бездетным родителям, оказывал помощь матери во время родов, участвовал в церемонии наименования и пострижения ребенка, лечил его в случае болезни и своими заклинаниями отгонял от него злых духов. Когда ребенок превращался в юношу, лама благословлял сделанный им выбор невесты и освящал его брак, гадал для него во всех сомнительных случаях жизни, назначал ему счастливый день для выезда из дома, для перекочевки или для начала какого-нибудь дела» .
Посвящение в ламы совершалось в раннем детстве, в возрасте четырех-пяти лет. К мальчику прикреплялся лама, который совершал церемонию посвящения ребенка в ламы первой ступени. Восьми лет ребенка отдавали в дацан. Попав к тому или другому ламе для обучения, мальчик давал первые обеты и становился хувараком или банди. Он прислуживал своему учителю, учился тибетской грамоте. Каждый лама имел несколько учеников.
Ламаистские школы были почти во всех монгольских монастырях, вокруг крупнейших из них — целая сеть религиозных школ.
 

С 1921 г. страна стала развиваться по социалистическому пути. Это предопределило огромное влияние Советского Союза на культуру и образование Монголии в последующие 70 лет. Как свидетельствует проведенный нами сравнительный анализ российских и монгольских документов об образовании, в 20-30-е годы в основу системы образования Монгольской Народной Республики (МНР) были положены принципы советской образовательной системы: всеобщий характер образования, доступность и бесплатность получения образования, коммунистическая направленность обучения и воспитания, связь обучения с производительным трудом и др. Названные принципы получили отражение в таких законодательных актах, как "Постановление правительства об организации начальной школы" (1921); "Закон об отделении школы от церкви" (1924); "Положение о средней школе"(1927) и др.
 

Советские педагоги оказали большую помощь в реализации принципов государственной образовательной политики. Народный комиссариат просвещения РСФСР по просьбе монгольских учителей разрабатывал для них рекомендации по вопросам реализации всеобуча, содержания образования и организации учебного процесса. Кроме того, на постановку школьного дела в тот период значительное влияние оказали работники советских школ, которые работали на территории Монголии. Советские учителя помогали монгольским коллегам создавать учебные заведения, налаживать в них учебную работу, делились педагогическим опытом, снабжали школы тетрадями, методическими и наглядными пособиями и др. В 1933 г. по примеру советских школ Министерство просвещения МНР разработало типовые учебные планы и программы для начальной и средней школы, что позволило значительно повысить качество общего образования.
 

Важную роль в развитии образования Монголии сыграла замена в 1941 году сложного старомонгольского алфавита русским на основе кириллицы. Это позволило решить ряд таких важных задач образования, как ликвидация неграмотности взрослого населения, охват всеобщим начальным обучением детей младшего школьного возраста, развитие профессионального образования в стране. Отсутствие на монгольском языке учебников, учебно-методических пособий и научной литературы обусловило необходимость введения в конце 30-х годов русского языка в учебные планы средних школ и вузов Монголии. Вначале уроки русского языка велись специалистами, приглашенными из СССР. Одновременно Советский Союз оказывал помощь в подготовке педагогических кадров на своей территории. Монгольские учителя получали образование в Иркутске, Улан-Удэ, Кяхте, Ленинграде и Москве. В результате совместных мероприятий монгольских и советских педагогов уже к концу 1957 г. количество грамотных монголов в возрасте от 13 до 45 лет составило 93,4% , а в начале 70-х годов МНР стала страной сплошной грамотности.
 

В 80 - 90 годы СССР тесно сотрудничал с Монголией в подготовке кадров высшей квалификации. В январе 1978 г. Государственным комитетом Совета Министров МНР по высшему, среднему специальному и профессионально-техническому образованию, Министерством народного образования и Обществом монголо-советской дружбы, с одной стороны, и Союзом Советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами, с другой, было подписано соглашение о создании в г. Улан-Баторе филиала Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина. За 13 лет существования в Филиале прошли переподготовку более 70% всех монгольских учителей русского языка. Кроме того, Советский Союз помогал МНР в подготовке дипломированных специалистов по многим другим направлениям. В 1986-1990 годах в советские вузы ежегодно направлялось до 1300 монголов, тогда как общее количество первокурсников из всех других стран, вместе взятых, составляло лишь 160 человек в год.
 
В начале 90-х годов в условиях перехода Монголии на рыночную экономику, а также в связи с финансовыми, политическими, социальными проблемами в России, возникшими после распада Советского Союза, монголо-российское сотрудничество подверглось значительным испытаниям: была полностью разрушена система повышения квалификации монгольских учителей-русистов. В 1987 г. в вузах страны был отменен государственный экзамен по русскому языку, а в 1988 г. - выпускной экзамен по этому предмету в школах. Почти 500 учителей русского языка остались без работы. Многие из них вынуждены были приобретать другую специальность. В этот период большую финансовую поддержку Монголии в сфере просвещения оказали Великобритания, Китай, США, Южная Корея, Япония. Так, в 2002 - 2003 уч. году только Монгольский государственный университет получил помощь от культурных зарубежных организаций и частных лиц на сумму 230 тыс. долларов США, 122 студента обучались в зарубежных странах бесплатно.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Нехватка мест в государственных детских садах — проблема не только столицы, но и малых городов. Бюджет не может выделить средств на строительство новых учреждений. Поэтому частные садики — как спасательный круг. Чтобы поддержать предпринимателей, государство даже стало выделять частникам деньги на частичное содержание. Это повлекло рост числа частных садов, — сейчас в Улан-Баторе восемьдесят таких заведений, в них ходят шесть с половиной тысяч детей.
 

По нормативам разрешается не более двадцати человек в группе, но в государственных садах это правило давно не выполняется. В Улан-Баторе в группе бывает до тридцати детей, а в провинции — даже сорок пять. Поэтому многие родители стараются отдать детей именно в частные детские сады.
 

В Улан-Баторе много детских садов с изучением русского языка. Но монгольский закон запрещает обучать детей дошкольного возраста на иностранном языке. Все садики должны быть на монгольском. Но родители, как правило, отдают детей в частные сады с целью обучения иностранным языкам. Поэтому этот пункт закона стал противоречить интересам родителей.

СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В настоящее время начальное образование является универсальным и бесплатным, так что в итоге Монголия имеет процент грамотности между 80 % и 90 %. Монголы получают 11 летнее образования. В отдаленных сельских районах, где нет никаких школ, дети часто отправляются в аймачные центры в школы - интернаты, возвращаясь домой только для двухнедельного отдыха в зимой и летних трехмесячных каникул летом.
 

С 1 сентября 2008 года Монголия переходит на 12-летнее школьное образование. В связи с этим, в 1 класс 1 сентября пойдут дети, которым исполнилось только 6 лет — это более 40 тысяч человек. Кроме них впервые сядут за парты 27 тысяч 7-летних учеников. Для 6-летних первоклассников в Улан-Баторе откроют двери 16 школ. Для них подготовлена специальная программа. Например, продолжительность урока будет сокращена до 35 минут, а уроки сделают в виде игры. Кроме математики и монгольского языка, они будут изучать музыку и рисование. Для 6-летних учеников уже подготовлен преподавательский состав и классы. На организацию учебы в этом году потрачено в общей сложности 1 миллиард 900 миллионов тугров.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Монгольский государственный университет был открыт в 1942. За последние 10 лет возникли частные университеты, преподавая все от вычисления до традиционной медицины: страна в настоящее время имеет 29 государственных и 40 частных университетов, главным образом в Улан-Баторе. К сожалению, стандарты образования резко упали, и дети богатых родителей стараются получить высшее образование за границей.
 

В настоящее время в Монголии насчитывается более 35000 студентов. Основные проблемы монгольских студентов - оплата за учёбу и общежитие. Из-за нехватки комнат образовалась большая очередь желающих жить в общежитии. Поэтому чтобы получить комнату, студентам зачастую приходится давать взятки. Немало студентов, как и везде, снимают квартиру, что приносит немалый доход хозяевам квартир, находящихся близко от вузов.
 

Но существует ещё одна проблема. Обучение в монгольских вузах платное. 41% родителей учащихся берут кредит в банках на обучение детей. По действующему законодательству государство оплачивает обучение студента, если оба его родителя пенсионеры, или отсутствует один из кормильцев (т.е. ребенок воспитывается в неполной семье). В некоторых вузах администрация снижает плату за обучение на 25 - 60 процентов, если студент 3 семестра учился на "отлично". При этом в вузах Монголии существует ещё одна система кредитования. За курс лекций каждый должен заплатить 330 тысяч тугриков, но студента не допустят к сдаче сессии, если за каждую пропущенную без уважительной причины лекцию он не заплатит 800 туг. А преподаватели в свою очередь обязаны вторично отчитать лекцию, или провести консультацию. Студенты-отличники 1-го и 2-го курсов монгольских вузов поощряются государством, и имеют возможность продолжать обучение в вузах России, Америки, Германии и Китая.
 

По последним статистическим данным, учатся за рубежом около 9 550 студентов. Самое большое количество монгольских студентов учится в столице Китая -- там их 2 344 человека. В иркутских ВВУЗах учится более 800 студентов, аспирантов из Монголии. Они получают образование по 30 различным специальностям в 20 учебных заведениях. На первом месте  по числу студентов стоит Иркутский Технический Университет - БГУЭП (160 человек). Существует "президентский фонд" из которого выделяются деньги на обучение 210 студентов в ввузах России.
 

С 2009 года квота на прием монгольских абитуриентов в российские вузы увеличена до 230 человек", - заявил В.В. Путин 17 марта 2009года по окончании переговоров в Москве с премьер-министром Монголии Санжийном Баяром.
 

В Улан-Баторе открыты несколько филиалов российских ВВУЗов. В последние годы стали пользоваться популярностью русская школа (14 школа при посольстве РФ), частные русские школы, русский детский сад и просто русские няни. Но как и в постсоветских странах в Монголии есть свои проблемы в обучении на русском языке.

УНИВЕРСИТЕТЫ МОНГОЛИИ
  • Монгольский Государственный Университет. Монгольский государственный университет был создан в 1942 году. Первоначально Монгольский Государственный Университет имел только 3 факультета. В 1958 году факультет зоологии и ветеринарии стал самостоятельным учебным заведением под названием Аграрный университет Монголии. В 1961 году Медицинский факультет стал Медицинским Университетом Монголии. В 1969 году факультет техники и технологии стал Политехническим институтом Монголии. В 1979 году был создан факультет Гуманитарных и социальных наук.

    Монгольский Государственный Университет играет ключевую роль в подготовке профессиональных кадров страны. На данный момент Монгольский государственный университет имеет 12 факультетов. Число студентов — 10600. Число магистров — 1600. Число аспирантов — 600.
     
  • Монгольский Государственный Университет Техники и Технологии. В 1969 году был создан Институт Политехники в столице Монголии. До этого это учебное заведение входил в состав Монгольского Государственного Университета. С момента создания Институт Политехники сразу открыл несколько факультетов, таких как факультет архитектуры, факультет энергетики, факультет геологии и инженерный факультет. В 1990 году по решению Правительство Монголии Институт Политехники переименовали.

    Монгольский Государственный Университет Техники и Технологии настоящее время имеет 15 факультетов. Число студентов — 21 000 Число магистров — 10 000.
     
  • Медицинский Университет Монголии. Медицинский университет был открыт в 1961 году. До этого будущих медиков подготовили на медицинском факультете Монгольского Государственного Университета. Общее число учащихся 4700. Медицинский Университет Монголии имеет следующие факультеты:

    - факультет традиционной медицины
    - факультет стоматологии
    - факультет социального здоровья
    - факультет биологии
    - факультет фарматоциологии
    - факультет мед.сестр
     
  • Монгольский институт производства и торговли. Данный ВУЗ Монголии был открыт в 1924 году как временная школа торговли. За всю историю существования это учебное заведение было несколько раз переименовано. Этот институт обучает будущих специалистов в области экономики и бизнеса. Число студентов — 2500 Число магистров и аспирантов −1200
     
  • Монгольский Государственный Университет Образования. Был основан в 1951 году под названием Педагогический институт Монголии. Первоначально был открыто только 4 факультета. Настоящее название носит с 2004 года. В университете готовят будущих учителей средних школ. Число студентов — 6900. Число магистров 1500 человек
ОБРАЗОВАНИЕ ЯЗЫКОМ ЦИФР (2007 ГОД)
  • По данным статистического управления Монголии, за начало 2007-2008 учебного года, число учащихся в образовательных учреждениях всех ступеней /исключая обучающиеся на заочных курсах/ составило 818.1 тысячи, что по сравнению с показателем 2006-2007 учебного года возросло на 1.7 процента или на 13.7 тысячи. Однако число учащихся в общеобразовательных средних школах сократилось на 0.9 процента или на 4.9 тысячи против 2006 года и составило 537.5 тысячи. Это связано с ликвидацией подачи неверной информации о количестве учащихся в сельских районах и с ростом интереса детей обучаться в центрах производственно-профессионального обучения.

  • Представители слабого пола занимают 52.6 процента всех учащихся образовательных учреждений всех ступеней, в том числе -- 51.2 процента воспитанников детсадов, 50.8 процента учеников общеобразовательных средних школ, 46.2 процента - студентов центров профессионально-производственного обучения и 61 процент всего количества студентов вузов.

  • В 2006-2007 учебном году на одного учителя приходилось 22.8 учащихся, а в 2007-2008 учебном году это число составило 22.5, что на 0.3 пункта меньше. На одного преподавателя приходится 21.8 студента.

  • Число выпускников составляет 132.8 тысячи, что на 1.3 процента или на 1.7 тысячи больше против 2006-2007 учебного года. Около 75 процентов выпускников окончили общеобразовательные средние школы, 19.5 процента - вузы.

  • Число средних школ достигло 754, что на 12 больше, чем в 2006 году. Этот показатель вырос в Улаанбаатаре и в аймаках Дорноговь, Умнуговь и Дархан-Уул, зато сократился в Баянхонгорском, Центральном (Тув) и Хубсугульском аймаках. По сравнению с 2006 годом, количество детсадов возросло на 26 и составило 768.

БИБЛИОГРАФИЯ
  • Л.Л. Супрунова. Образование как средство монголо-российского сотрудничества

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ТЕМЕ:
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
 
 

- О Монголии

- Советы туристам

- История Монголии

- Государственные символы Монголии

- Города Монголии

- Географические пояса

- Климат

- Водные ресурсы, реки, озера Монголии

- Растительный мир

- Животный мир

- Карты Монголии

 

- Религия в Монголии

- Монгольский язык и письменность

- Наука в Монголии

- Образование в Монголии

- Монгольские монеты

 

- Искусство Монголии

- Музыка Монголии

- Монгольские танцы

- Народное творчество

- Изобразительное искусство

- Декоративно-прикладное искусство

- Художественная обработка металлов

- Литература Монголии

- Театр

- Монгольский цирк

- Монгольское кино

- Монгольское телевидение

- Архитектура Монголии
 

- Морин Хуур

 

- Традиции и обычаи

- Монгольское гостеприимство

- Буддийский монастырь

- Национальная кухня

- Национальная одежда

- Монгольские имена

- Традиционная медицина

- Любимые цвета

- Первая стрижка волос

- Свадебный обряд

- Похоронный обряд

- Монгольские лошади. Скачки на лошадях

- Обычай обмена табакерами

 

- Монгольская юрта

- Монгольское обо

- Монгол зураг

- Цаган сар

- Наадам фестиваль
 

- Херексуры

- Оленные камни
 

 

 

Страна/Регион

MNT Rate

USA(Dollar)

E.U (Euro)

Japan (Yen)

Russia(Rub)

China(Yuan)

S.Korea (Won)

Currency data courtesy coinmill.com

 

Цена топлива в Улан-Баторе. Стоимость бензина и дизельного топлива в Улан-Баторе.

Горячие предложения

Ищу попутчика!
 

Групповые туры 2015
 

Экскурсии  New!!!

Комбинированные туры 
 

Автомобильные туры

Зимние туры

Катание на лошадях 

Пешие туры 

Велотуризм 

Рыбалка в Монголии

Охота в Монголии

Сплавы по рекам

Специальные туры
 

Монголия - Байкал

Монголия - Китай
 

Бизнес туры

Прием официальных делегаций
 

Сопровождение групп New!!!
 

Пересечение границы

Рассказы путешественников

 

Информация туристам

Общая информация о стране

История Монголии

Государственное устройство

Политическое устройство

География

Экономика

Население

Наука

Образование

Здравоохранение

Религия

Искусство Монголии

Традиции и обычаи Монголов

Армия Монголии

Транспорт в Монголии

Почта Монголии
 

Регионы Монголии. Информация.
       Достопримечательности.

 

Россия - Монголия New!!!

Карты Монголии 

Информация для водителей

Публикации о Монголии New!!!

Фотографии о Монголии

Видеоматериалы New!!!

 

Общая информация

История Улан-Батора

Достопримечательности

Музеи Улан-Батора

Монастыри

Памятники и монументы

Художественные галереи

Театры Улан-Батора

Рестораны, кафе, бары, клубы

Фотоальбомы

Окрестности Улан-Батора

 

Расписания поездов и самолетов 

- Расписание поездов ст. Улан-Батор

- Международные рейсы Улан-Батор

- Местные авиарейсы

Гостиницы в Улан-Баторе

Турбазы Монголии

Визы в Монголию

Дипломатические представитель-
   ства Монголии

Посольства в Монголии

 

Бронирование

- Гостиницы в Монголии

- Проживание в семье

- Юрточные кэмпы

Бронирование билетов

- Авиабилеты

- Железнодорожные билеты

- Автобусные билеты

Визовая поддержка

- Приглашение в Монголию

- Получение визы в Монголию

- Визы в Россию из Монголии

Другие услуги 

- Гиды, переводчики

- Трансферы, встреча, проводы

- Аренда автомобилей

- Прокат снаряжения

 

Продаем карты Монголии. Купить карту Монголии в Москве. Карты Монголии.

   

Яндекс цитирования

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика