Расписания поездов по городам России, Монголии, Китая. Бронирование билетов по Монголии, Китаю, России.   English Russian

  Главная страница   О компании   Контакты   Форум   Карта сайта

Буддизм в современной Монголии: традиционные и новые элементы. Рустам Сабиров. ИСАА при МГУ. Обычаи и традиции Монголов. Брак. Семья. Свадьба. Монгольская свадьба. Обряд бракосочетания монголов.

ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ МОНГОЛОВ

БУДДИЗМ В МОНГОЛИИ

Буддизм в современной Монголии:
традиционные и новые элементы.


Демократические преобразования в Монголии и провозглашение свободы вероисповедания в конце 1980-х гг. – 1990-е гг. положили начало активному возрождению традиционных религий монголов (традиционных верований, шаманизма, буддизма и ислама), а также проникновению в страну новых, прежде всего христианства. В результате в Монголии начала складываться новая религиозная ситуация, одной из специфических черт которой является религиозный плюрализм. По сравнению с предыдущими периодами монгольской истории число религий, конфессий и религиозных движений в стране существенно возросло. Однако особенность современной религиозной ситуации в Монголии заключается не только в сосуществовании традиционных и нетрадиционных религий в одном пространстве и времени, но и в сочетании традиционных и новых элементов внутри самих комплексов традиционных и нетрадиционных религий. В чем это конкретно проявляется можно рассмотреть на примере буддизма.
 

В течение нескольких столетий буддизм был доминирующей религией в Монголии. К началу XX в. в стране насчитывалось 747 храмов и монастырей, около 100 тысяч монахов[1]. Монастыри и отдельные ламы были крупнейшими собственниками скота, оказывали определяющее воздействие на экономическую и политическую жизнь страны. Можно сказать, что в течение трех веков в Монголии сложилась своя национальная форма буддизма, отличавшаяся от прочих. Сангху возглавлял Джебцзун-дамба-хутухта, во главе монастырей были хутухты и хубилганы (ламы-перерожденцы). В ходе революционных событий 1930-х гг. буддийская сангха в Монголии была фактически уничтожена. Первые «послабления» в отношении буддизма были сделаны только в конце 1940-х гг. Но о возрождении былой мощи сангхи не могло быть и речи.
 

Подлинное восстановление монгольской сангхи стало возможным только в 1990-е гг. Монгольские буддисты оказались в новой и сложной ситуации: всего несколько действующих монастырей, отсутствие квалифицированных учителей, материальных средств, литературы, серьезная конкуренция со стороны христианских миссионеров и другие проблемы. К их решению активно подключились различные зарубежные буддийские фонды и организации, такие как Тибетский фонд, Фонд мира ламы Гангчена и Фонд сохранения традиций Махаяны. Если первые два фонда занимаются в основном привлечением средств для нужд сангхи и организационной поддержкой, то Фонд сохранения традиций Махаяны (ФСТМ)[2] открыл центры в Улан-Баторе и Дархане и предоставляет не только и не столько материальную помощь, сколько занимается обучением монголов буддизму, проведением буддийских церемоний (пуджи) и практик. ФСТМ – организация, основанная тибетскими ламами и распространяющая вполне аутентичное учение тибетского буддизма. Но по своим организационным формам, методам и видам работы с монгольским населением, это совершенно новое явление для буддизма в Монголии.
 

Можно выделить следующие направления деятельности ФСТМ. В центре «Шедруп Линг» в Улан-Баторе проводятся еженедельные занятия, знакомящие с основами буддийского учения и техниками медитации – как минимум одно занятие в день, семь раз в неделю. Помимо этого, здесь проводится работа по переводу и публикации буддийских текстов на монгольском языке, уроки английского языка, при центре открыто кафе.
 

В 2000-м году Центр начал восстановление дацана Идгаа Чойзинлинг в монастыре Гандан, которое завершилось в 2003 году. В настоящее время этот дацан – один из ведущих центров буддийского образования в Монголии.
 

При поддержке ФСТМ был восстановлен монастырь Дара Эх около Улан-Батора. В нем поселились 14 монахинь, после чего монастырь был переименован в «Долма Линг» и стал первым женским монастырем в Монголии. Монахини проходят обучение под руководством двух наставниц из Непала. Фактически, это первое поколение монахинь в современной Монголии и первый женский монастырь. В прошлом монгольские женщины принимали монашеские обеты уже в преклонном возрасте и практиковали, не покидая семьи, поэтому потребности в отдельных женских монастырях просто не было.
 

Летом 2004 года в Дархане был открыт Центр «Сутры золотого света». В нем также живут монахини. Они организуют летние лагеря для детей, где знакомят их с буддизмом.
 

В сентябре 2005 года был открыт Монгольский буддийский молодежный клуб. Дважды в неделю молодые монголы собираются там и изучают буддизм, обсуждают свои проблемы в неформальной дружеской обстановке. В марте 2005 года при ФСТМ была основана Монгольская буддийская скаутская группа. В нее входят молодые люди в возрасте от 12 до 17 лет, которые хотят совместить свою скаутскую деятельность с буддийским учением.
 

Помимо этого, сотрудники ФСТМ ведут регулярную радиопрограмму, где читают буддийские тексты и отвечают на вопросы слушателей; посещают тюрьмы, школы и университеты, где знакомят людей с учением буддизма. В центре проходят уроки английского языка, они не связаны напрямую с буддизмом и открыты для всех желающих, независимо от возраста и религиозной принадлежности.
 

Несмотря на сотрудничество ФСТМ с представителями традиционной монгольской сангхи, прежде всего, монастырем Гандан, отношения между ними сложные. Представителей ФСТМ смущает то, что ламы нередко нарушают свои монашеские обеты, не обладают необходимыми для своего статуса знаниями[3]. Представители сангхи, в свою очередь, настороженно, а иногда и с явным неприятием относятся к ФСТМ, видя в них конкурентов, подрывающих влияние и позиции сангхи среди населения.
 

ФСТМ представляет собой совершенно новый тип буддийской организации для Монголии. Обучение здесь ориентировано, прежде всего, на понимание сути буддийского учения и того, как оно может помочь человеку в его повседневной жизни. Возможно, те, кто приходит в центры ФСТМ, относятся к буддизму уже не столько как к религии, а, скорее, как к определенным методам работы с сознанием, со своей психикой[4]. Сюда приходят люди, которые хотят, прежде всего, узнать больше о буддизме, в то время как в монастыри люди приходят в основном за тем, чтобы заказать ламе чтение той или иной молитвы, т.е. с ритуально-обрядовыми целями.
 

ФСТМ занимается также благотворительной и социальной деятельностью и использует современные формы работы с населением: классы английского языка, скаутские отряды, молодежный клуб. Внешне методы ФСТМ во многом схожи с методами христианских миссионеров. Представителей Фонда отличает только отсутствие агрессивности и навязчивости в привлечении последователей.
 

Появление такого рода организаций свидетельствует о том, что распространение буддийского учения в Монголии перестало быть прерогативой исключительно традиционной сангхи, наряду с монастырскими формами обучения появились мирские, помимо лам – наставники-миряне, среди которых есть и европейцы.
 

Во взаимоотношениях традиционных (монгольская сангха) и новых (ФСТМ) структур интересно то, что последние – это тоже последователи традиционного, в данном случае, тибетского буддизма. Учения, даваемые представителями ФСТМ, - это буддизм школы гелугпа, той же школы, которая доминирует в Монголии. Изменились только формы обучения. Эмиграция тибетских лам на Запад во второй половине XX века привела к трансформации традиционных буддийских форм и методов обучения, адаптации их к потребностям мирского населения. В результате появилась такая форма бытования буддизма как «дхарма-центры». Они более приближены к условиям современной жизни, нежели монастырь, ориентированы на мирян, более функциональны, демократичны, открыты.
 

В некотором смысле можно сказать, что в современной Монголии началась третья волна распространения тибетского буддизма (первые две были в XIII и XVI вв.). Но если прежде это было знакомство монголов с буддизмом, укоренение буддийских институтов, создание инфраструктуры, формирование иерархии и т.п., то сейчас это, скорее, привнесение новых форм существования буддийского учения в обществе. И этот процесс идет уже не из Тибета, а с Запада, при участии западных наставников и волонтеров.
 

Пока еще сложно говорить о том, к чему приведет подобное взаимодействие традиционных и новых структур, приведет ли это к существенной трансформации монгольской сангхи, объединению новых и старых форм или же они будут существовать параллельно. Но уже сейчас понятно, что деятельность ФСТМ способствует популяризации буддизма среди монголов, что особенно важно – среди молодежи, дает им необходимые знания о буддизме.
 

--------------------------------------------------------------------------------
 

  1. Жуковская Н.Л. Ламаизм в Монголии //Буддизм. Словарь. М.,1992.С.165.
     

  2. Foundation for Preservation of Mahayana Traditions – является благотворительной организацией, которая была создана в 1975 г. тибетским ламой Зопа Ринпоче. Фонд имеет сеть из 126 центров, учебных групп и проектов в 31 стране мира. В течение многих лет Фонд занимался распространением и популяризацией буддизма на Западе. (//www.fpmt.org/mongolia)
     

  3. Эта информация получена при личной беседе автора с сотрудником центра «Шедруп Линг».
     

  4. Такое восприятие буддизма особенно характерно для западных буддистов-неофитов. См. Агаджанян А. Буддизм в современном мире: мягкая альтернатива глобализму // Религия и глобализация на просторах Евразии. – М., 2005. С. 222-256.

ЛИТЕРАТУРА
  • Оригинал: Буддизм в современной Монголии: традиционные и новые элементы. Рустам Сабиров. ИСАА при МГУ.
    //www.iaas.msu.ru/res/lomo06/relig/sabirov.htm - ссылка удалена как не рабочая.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 
 

 

- Последние поступления в каталог
 

- Систематический каталог.

- Алфавитный указатель (статьи).

- Алфавитный указатель (авторы).
 

- Поиск литературы
 

 

 

- Древняя история, империя Хуннов,
 Тюркское государство

- Тангутское ханство, Цзинь, Киданьская
 империя Ляо.

- Период Великой монгольской империи.

- Маньжурская династия Цин.

- 20 век. Борьба за независимость.

- Революционные преобразования
 1919-1924 гг.

- Предвоенные годы. Политические
 репрессии.

- Монголия в годы второй мировой войны.

- Период строительства социализма.
 

- Монголия сегодня.
 

 

 

- Государство, политика

- Легендарные личности Монголии

- География

- Путешествия, экспедиции

- Экономика Монголии

- Транспорт

- Религия

- Культура, искусство монголов

- Обычаи, традиции монголов

- Наука, образование, медицина в Монголии

- Армия Монголии
 

 

 

- Русские для Монголии
 

- Русские в Монголии
 

- Россия - Монголия
 

- СССР и МНР
 

- Российская Федерация и Монголия
 

 

 

- Халкин гол
 

- Танковая колонна "Революционная Монголия"

- Авиаэскадрилья "Монгольский арат"

- Киданьские города империи Ляо

- Советские войска в Монголии

- Советские военные аэродромы в МНР
 

Горячие предложения

Ищу попутчика!
 

Групповые туры 2015
 

Экскурсии  New!!!

Комбинированные туры 
 

Автомобильные туры

Зимние туры

Катание на лошадях 

Пешие туры 

Велотуризм 

Рыбалка в Монголии

Охота в Монголии

Сплавы по рекам

Специальные туры
 

Монголия - Байкал

Монголия - Китай
 

Бизнес туры

Прием официальных делегаций
 

Сопровождение групп New!!!
 

Пересечение границы

Рассказы путешественников

 

Информация туристам

Общая информация о стране

История Монголии

Государственное устройство

Политическое устройство

География

Экономика

Население

Наука

Образование

Здравоохранение

Религия

Искусство Монголии

Традиции и обычаи Монголов

Армия Монголии

Транспорт в Монголии

Почта Монголии
 

Города Монголии.

Регионы Монголии. Информация.
       Достопримечательности.

Карты регионов Монголии.
 

Россия - Монголия New!!!

Информация для водителей

Публикации о Монголии New!!!

Фотографии о Монголии

Видеоматериалы New!!!

 

Общая информация

История Улан-Батора

Достопримечательности

Музеи Улан-Батора

Монастыри

Памятники и монументы

Художественные галереи

Театры Улан-Батора

Рестораны, кафе, бары, клубы

Фотоальбомы

Окрестности Улан-Батора

 

Расписания поездов и самолетов 

- Расписание поездов ст. Улан-Батор

- Международные рейсы Улан-Батор

- Местные авиарейсы

Гостиницы в Улан-Баторе

Турбазы Монголии

Визы в Монголию

Дипломатические представитель-
   ства Монголии

Посольства в Монголии

 

Бронирование

- Гостиницы в Монголии

- Проживание в семье

- Юрточные кэмпы

Бронирование билетов

- Авиабилеты

- Железнодорожные билеты

- Автобусные билеты

Визовая поддержка

- Приглашение в Монголию

- Получение визы в Монголию

- Визы в Россию из Монголии

Другие услуги 

- Гиды, переводчики

- Трансферы, встреча, проводы

- Аренда автомобилей

- Прокат снаряжения

 
Купить карту Монголии в Москве. Карты Монголии.
   

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru