68 отдельный боевой вертолетный полк. в/ч 23313
СССР - МОНГОЛИЯ
СВЕТСКИЕ ВОЕННЫЕ ЧАСТИ В МНР
68 ОТДЕЛЬНЫЙ БОЕВОЙ ВЕРТОЛЕТНЫЙ ПОЛК
в/ч 23313

В 1967-68 году в связи с обострением обстановки на Советско-Китайской границе в
Забайкальский военный округ стали перебрасывать из Европы "значительные
подкрепления". В числе их были 43-й
АПИБ переброшенный из Прибалтийского Тукумса
в Чойбалсан и
266-й АПИБ (266-й краснознаменный авиационный полк истребителей
бомбардировщиков имени Монгольской Народной Республики) поменявший место прописки - Украинский Овруч на
Монгольский Налайх. Оба полка эксплуатировали самолеты Миг-17. Оба полка имели
богатую историю - полки
сформированы еще в годы войны!
В том же 1968 году была образована 29-я
АДИБ со
штабом в Улан-Баторе, которой и были подчинены эти два полка.
Кроме того в 1968 году, на аэродром Налайх был переброшен
68-й отдельный
вертолетный полк на Ми-4 и Ми-6. Полк формировался в г.Броды Львовской области
на базе 55-го Севастопольского отдельного боевого вертолетного полка, в основном
из летчиков вертолетных полков и отдельных эскадрилий Прикарпатского Военного
округа, из городов Калинов, Овруч, Броды, Житомир. Возможно,
были и небольшие отдельные вертолетные эскадрильи и/или вертолетные отряды.
Для обеспечения данных частей и управления ими,
существовали различные части обеспечения. ОБАТО (авиационно-техническое
обслуживание авиационных полков), ОБС и РТО (связь и радиотехническое
обеспечение в полках), обау (управления истребительными полками), обс (связь в
дивизиях), комендатуры, полигоны, склады....
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ 68 ОБВП
Полк формировался в г.Броды Львовской области на
базе 55-го Севастопольского отдельного вертолетного полка в соответствии с
директивой МО СССР от 22 июля 1967 г. и состоял в основном из летчиков
вертолетных полков и отдельных эскадрилий Прикарпатского Военного округа, из
городов Калинов, Овруч, Броды, Житомир. Но были и из других округов.
В апреле в Броды начали прибывать первые летчики.
В мае началось формирование полка.
Пятнадцатого июля 1968 года в торжественной
обстановке полку было вручено полковое знамя. Этот день стал официальным днем
рождения части. Полк получил наименование 68 ОБВП в/ч 23314.
Из Ростова с завода летчики Бродовского полка пригнали четыре вертолета МИ-6.
Три из них вошли в состав 68 ОБВП. Недостающие семь МИ-6 были переданы из 55
ОБВП. Нумерация бортов "шестерок" была двухзначная с окончанием на пятерку.
С Каунасского ремонтного завода получили МИ-4 АВ.
Таким образом, в 68-м ОБВП были сформированы три эскадрильи личного состава и
только две были укомплектованы вертолетами.
После окончания формирования, вертолеты своим
ходом были перебазированы на аэродром Налайх.
В середине июня 1968 года из небольшого городка
Броды Львовской области в направлении Монголии отправились первый эшелон с
техникой полка и отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения ...
Двадцать пятого июля в направлении города Налайх МНР отравился второй эшелон с
личным составом и техникой. Кроме военнослужащих в Монголию в этом эшелоне
следовали и женщины. Многие жены офицеров в составе эшелона направились за
своими мужьями, которые в дальнейшем обеспечивали работу летных столовых,
медсанчастей, трудились в штабах. В эшелоне женщины ехали с "комфортом", в
переоборудованных солдатами вагонах–теплушках. Были установлены солдатские
кровати, которые занимали одну половину вагона. По центру находился стол и
"буржуйка". В другой части вагона была сделана небольшая загородка, за которой
находился санузел. Туалет – отверстие в полу вагона и рукомойник. Маршрут
следования эшелона пролегал через всю территорию Советского Союза.
Из г. Броды Львовской области в г. Налайх МНР
были перебазированы полк и батальон аэродромно-технического обеспечения. Полк в
составе двух эскадрилий вертолетов вылетел с аэродрома 55-го ОВП двадцать
четвертого июля 1968 года. Маршрут, по которому летел полк, пролегал через всю
территорию Советского Союза. Первую посадку совершили на Озерном (Житомир).
Далее маршрут пролегал через города Александрия, Ростов-на-Дону, Пугачев.Далее
были Омск, Барнаул, Иркутск, Орск, Улан-Удэ, Джида. Пятого августа преодолев по
воздуху почти шесть тысяч километров, вертолеты приземлились на аэродроме
гарнизона Налайх.
Расквартировали полк в долине в 14 километрах от
шахтерского города Налайх. Личному составу и их женам первое время пришлось жить
в спартанских условиях. Палатки и сборно-щитовые общежития. Экипажи после
приземления первые пять дней жили в вертолетах, пока достраивали сборно-щитовую
казарму. Казарму разделили на две части. В одной жили мужчины, а во второй
половине женщины.
Так прожили до конца 1968 года. К этому времени в
жилом городке полным ходом шло строительство домов для семей военнослужащих.
Первый пятиэтажный в декабре 1968 дом построил Улан-Баторский строительный трест
(ДСК СУ 82). В январе 1969 года еще два дома построили военные строители.
Вначале построили три деревянных двухэтажных
жилых дома. Первых два пятиэтажных панельных дома построили рядом с деревянным
домом у школы, третий рядом с котельной у въезда в городок. К первому сентября
1969 г. достраивали первый корпус школы. С этого момента начали завозить детей в
гарнизон.
В квартирах размещались семьями в зависимости от
комнат в квартире. В двух комнатной две семьи, в трех комнатной три. Четырех
комнатные квартиры отдали холостякам. Помню в нашем подъезде жили летчики
двухгодичники из ДОСААФ(летчики из ДОСААФ начали прибывать в 1970-71 году). ).
Один пятиэтажный дом стоял рядом с котельной, у въезда в городок, два напротив
деревянного, который находился ближе к школе. К первому сентября 1969 г.
достраивали первый корпус школы (Средняя школа № 6 в МНР). Всю
инфраструктуру гарнизона с аэродромом, в том числе и жилого городка, строил
инженерный батальон под командованием Шапакидзе.
Командир полка и начальник гарнизона:
полковник Проскурин Владимир Петрович 1968 -1970.
полковник Елгин Александр Степанович(Дядька) с августа 1970 и по август 1975
года.
- Эскадрилья № 1. На вооружении МИ-4 (до 1971 г.)
В ноябре 1971 года была образована 126 отдельная вертолетная эскадрилья под
командованием Моисеева, получившая наименование в/ч п/п 42038. Формировалась
ОВЭ в Налайх на базе первой эскадрильи полка и после получения вертолетов
Ми-8 и Ми-2 поступила вместе с ОРАТО в распоряжение 20 ОРБр г. Арвай –Хэрэ
Увэрхангайского аймака. После ухода ОЭ, командиром первой ВЭ стал капитан
Яковлев К.П.
- Эскадрилья № 3 На вооружении МИ-6 (1968 - 1972 г). В 1971 году из
Воронежа перегнали новый модернизированный МИ-6А.
В феврале-марте 1971 году группа офицеров убыла в
Липецк на переподготовку для обучения пилотирования вертолетов МИ-8. В апреле
1971 летчики полка во главе с подполковником Бондаренко А.А. получили и
перегнали из Нерчинска 9 машин Ми-8. Остальные вертолеты получали в
Улан-Удэ. Вертолеты Ми - 4 начали раздавать по частям. В этот год наконец-то
была укомплектована вертолетами вторая эскадрилья.
С мая 1972 года в полку произошла
реорганизация. Вертолеты Ми-6 в основном ушли в Магочу и Магдагачу, часть
перегнали в Улан-Батор. Пришел приказ на укомплектование полка вертолетами
Ми-24. Летчики проходили переподготовку, с нетерпение ждали новые машины, а
летать в итоге было не на чем.
В 1972 году в полк начали поступать новые
МИ-6А
В 1973 созданы из личного состава полка
были сформированы три эскадрильи огневой поддержки войск. Все ждали прихода Ми
24, а их и в Союзе в достаточном количестве не было.
И в этом же году Бондаренко А.А. пришлось
перегонять обратно Ми-4. Из Хабаровска перегнали четыре вертолета и три борта из
Могочи. К середине 1973 возвратились почти все Ми 4, которые были розданы
раньше...
В год празднования 30-го юбилея боев на
Халхин-Голе, в составе советской делегации, группу писателей возглавил поэт
Симонов К. Константин Симонов корреспондентом принимал непосредственное участие
в тех боях. В дни празднования ему предоставилась возможность посетить места
былых сражений. После прилета из Тамцак-Булат писатели и корреспонденты провели
творческую встречу с летным составом и их семьями в клубе жилого городка.
68 Отдельный Боевой Вертолетный Полк в период с
1968 по1973 год ничего выдающегося не совершил, но это был особенный
полк. Полк, сформированный из лучших летчиков, которые одни из первых поднимали
в воздушное пространство наши первые вертолеты. Они стали теми
отцами-командирами, наставниками, которые воспитали и передали свой опыт молодым
летчикам. Поколение, которое впоследствии подняло престиж вертолетчика на
совершенно другой уровень.
Вначале 1970 года начались поставки вертолетов
МИ-8 в страны Ближнего Востока и арабы стали отказываться от вертолетов МИ-4. К
середине 1973 они были сняты с вооружения в ряде арабских стран, в частности в
Египте и Сирии. Большое количество новеньких "четверок" подготовленных для этих
стран скопилось в Телави. Вертолеты были с камуфляжной раскраской, без номеров и
опознавательных знаков. Так как в Налайхе вертолеты уже были со значительно
выработанным ресурсом, часть "четверок" из Телави были выделены для их замены.
С 1973 по 1978 год в полку было три
эскадрильи. Первая и вторая на МИ-4 с 1975 на Ми-24, а третья была МИ-8.
Укомплектованы были полностью и вертолетами и экипажами, так же было звено
управления.
Ориентировочно в 1994 году выведен в Биробиджан.
СМОТРИ ТАКЖЕ
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
БИБЛИОГРАФИЯ

Вертолет МИ-4. Музей под открытым небом на территории аэродрома Налайх. Фото М.Иванова, 2012 год.
|
|