Расписания поездов по городам России, Монголии, Китая. Бронирование билетов по Монголии, Китаю, России.   English Russian

  Главная страница   О компании   Контакты   Форум   Карта сайта

68 отдельный боевой вертолетный полк. в/ч 23313

СССР - МОНГОЛИЯ

СВЕТСКИЕ ВОЕННЫЕ ЧАСТИ В МНР

68 ОТДЕЛЬНЫЙ БОЕВОЙ ВЕРТОЛЕТНЫЙ ПОЛК
в/ч 23313


В 1967-68 году в связи с обострением обстановки на Советско-Китайской границе в Забайкальский военный округ стали перебрасывать из Европы "значительные подкрепления". В числе их были 43-й АПИБ переброшенный из Прибалтийского Тукумса в Чойбалсан и 266-й АПИБ (266-й краснознаменный авиационный полк истребителей бомбардировщиков имени Монгольской Народной Республики) поменявший место прописки - Украинский Овруч на Монгольский Налайх. Оба полка эксплуатировали самолеты Миг-17. Оба полка имели богатую историю - полки сформированы еще в годы войны!
 

В том же 1968 году была образована 29-я АДИБ со штабом в Улан-Баторе, которой и были подчинены эти два полка.
 

Кроме того в 1968 году, на аэродром Налайх был переброшен 68-й отдельный вертолетный полк на Ми-4 и Ми-6. Полк формировался в г.Броды Львовской области на базе 55-го Севастопольского отдельного боевого вертолетного полка, в основном из летчиков вертолетных полков и отдельных эскадрилий Прикарпатского Военного округа, из городов Калинов, Овруч, Броды, Житомир. Возможно, были и небольшие отдельные вертолетные эскадрильи и/или вертолетные отряды.
 

Для обеспечения данных частей и управления ими, существовали различные части обеспечения. ОБАТО (авиационно-техническое обслуживание авиационных полков), ОБС и РТО (связь и радиотехническое обеспечение в полках), обау (управления истребительными полками), обс (связь в дивизиях), комендатуры, полигоны, склады....

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ 68 ОБВП

Полк формировался в г.Броды Львовской области на базе 55-го Севастопольского отдельного вертолетного полка в соответствии с директивой МО СССР от 22 июля 1967 г. и состоял в основном из летчиков вертолетных полков и отдельных эскадрилий Прикарпатского Военного округа, из городов Калинов, Овруч, Броды, Житомир. Но были и из других округов.
 

В апреле в Броды начали прибывать первые летчики. В мае началось формирование полка.
 

Пятнадцатого июля 1968 года в торжественной обстановке полку было вручено полковое знамя. Этот день стал официальным днем рождения части. Полк получил наименование 68 ОБВП в/ч 23314.
Из Ростова с завода летчики Бродовского полка пригнали четыре вертолета МИ-6. Три из них вошли в состав 68 ОБВП. Недостающие семь МИ-6 были переданы из 55 ОБВП. Нумерация бортов "шестерок" была двухзначная с окончанием на пятерку.
 

С Каунасского ремонтного завода получили МИ-4 АВ. Таким образом, в 68-м ОБВП были сформированы три эскадрильи личного состава и только две были укомплектованы вертолетами.
 

После окончания формирования, вертолеты своим ходом были перебазированы на аэродром Налайх.

 

В середине июня 1968 года из небольшого городка Броды Львовской области в направлении Монголии отправились первый эшелон с техникой полка и отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения ... Двадцать пятого июля в направлении города Налайх МНР отравился второй эшелон с личным составом и техникой. Кроме военнослужащих в Монголию в этом эшелоне следовали и женщины. Многие жены офицеров в составе эшелона направились за своими мужьями, которые в дальнейшем обеспечивали работу летных столовых, медсанчастей, трудились в штабах. В эшелоне женщины ехали с "комфортом", в переоборудованных солдатами вагонах–теплушках. Были установлены солдатские кровати, которые занимали одну половину вагона. По центру находился стол и "буржуйка". В другой части вагона была сделана небольшая загородка, за которой находился санузел. Туалет – отверстие в полу вагона и рукомойник. Маршрут следования эшелона пролегал через всю территорию Советского Союза.
 

Из г. Броды Львовской области в г. Налайх МНР были перебазированы полк и батальон аэродромно-технического обеспечения. Полк в составе двух эскадрилий вертолетов вылетел с аэродрома 55-го ОВП двадцать четвертого июля 1968 года. Маршрут, по которому летел полк, пролегал через всю территорию Советского Союза. Первую посадку совершили на Озерном (Житомир). Далее маршрут пролегал через города Александрия, Ростов-на-Дону, Пугачев.Далее были Омск, Барнаул, Иркутск, Орск, Улан-Удэ, Джида. Пятого августа преодолев по воздуху почти шесть тысяч километров, вертолеты приземлились на аэродроме гарнизона Налайх.
 

Расквартировали полк в долине в 14 километрах от шахтерского города Налайх. Личному составу и их женам первое время пришлось жить в спартанских условиях. Палатки и сборно-щитовые общежития. Экипажи после приземления первые пять дней жили в вертолетах, пока достраивали сборно-щитовую казарму. Казарму разделили на две части. В одной жили мужчины, а во второй половине женщины.
 

Так прожили до конца 1968 года. К этому времени в жилом городке полным ходом шло строительство домов для семей военнослужащих. Первый пятиэтажный в декабре 1968 дом построил Улан-Баторский строительный трест (ДСК СУ 82). В январе 1969 года еще два дома построили военные строители.
 

Вначале построили три деревянных двухэтажных жилых дома. Первых два пятиэтажных панельных дома построили рядом с деревянным домом у школы, третий рядом с котельной у въезда в городок. К первому сентября 1969 г. достраивали первый корпус школы. С этого момента начали завозить детей в гарнизон.
 

В квартирах размещались семьями в зависимости от комнат в квартире. В двух комнатной две семьи, в трех комнатной три. Четырех комнатные квартиры отдали холостякам. Помню в нашем подъезде жили летчики двухгодичники из ДОСААФ(летчики из ДОСААФ начали прибывать в 1970-71 году). ). Один пятиэтажный дом стоял рядом с котельной, у въезда в городок, два напротив деревянного, который находился ближе к школе. К первому сентября 1969 г. достраивали первый корпус школы (Средняя школа № 6 в МНР). Всю инфраструктуру гарнизона с аэродромом, в том числе и жилого городка, строил инженерный батальон под командованием Шапакидзе.
 

Командир полка и начальник гарнизона:
полковник Проскурин Владимир Петрович 1968 -1970.
полковник Елгин Александр Степанович(Дядька) с августа 1970 и по август 1975 года.

 

  • Эскадрилья № 1. На вооружении МИ-4 (до 1971 г.)
    В ноябре 1971 года была образована 126 отдельная вертолетная эскадрилья под командованием Моисеева, получившая наименование в/ч п/п 42038. Формировалась ОВЭ в Налайх на базе первой эскадрильи полка и после получения вертолетов Ми-8 и Ми-2 поступила вместе с ОРАТО в распоряжение 20 ОРБр г. Арвай –Хэрэ Увэрхангайского аймака. После ухода ОЭ, командиром первой ВЭ стал капитан Яковлев К.П.
     
  • Эскадрилья № 3 На вооружении МИ-6 (1968 - 1972 г). В 1971 году из Воронежа перегнали новый модернизированный МИ-6А.
     

В феврале-марте 1971 году группа офицеров убыла в Липецк на переподготовку для обучения пилотирования вертолетов МИ-8. В апреле 1971 летчики полка во главе с подполковником Бондаренко А.А. получили и перегнали из Нерчинска 9 машин Ми-8. Остальные вертолеты получали в Улан-Удэ. Вертолеты Ми - 4 начали раздавать по частям. В этот год наконец-то была укомплектована вертолетами вторая эскадрилья.
 

  • Эскадрилья № 2 (МИ - 8) 1971 - 1973 г.

 

С мая 1972 года в полку произошла реорганизация. Вертолеты Ми-6 в основном ушли в Магочу и Магдагачу, часть перегнали в Улан-Батор. Пришел приказ на укомплектование полка вертолетами Ми-24. Летчики проходили переподготовку, с нетерпение ждали новые машины, а летать в итоге было не на чем.
 

В 1972 году в полк начали поступать новые МИ-6А
 

В 1973 созданы из личного состава полка были сформированы три эскадрильи огневой поддержки войск. Все ждали прихода Ми 24, а их и в Союзе в достаточном количестве не было.
 

И в этом же году Бондаренко А.А. пришлось перегонять обратно Ми-4. Из Хабаровска перегнали четыре вертолета и три борта из Могочи. К середине 1973 возвратились почти все Ми 4, которые были розданы раньше...
 

В год празднования 30-го юбилея боев на Халхин-Голе, в составе советской делегации, группу писателей возглавил поэт Симонов К. Константин Симонов корреспондентом принимал непосредственное участие в тех боях. В дни празднования ему предоставилась возможность посетить места былых сражений. После прилета из Тамцак-Булат писатели и корреспонденты провели творческую встречу с летным составом и их семьями в клубе жилого городка.
 

68 Отдельный Боевой Вертолетный Полк в период с 1968 по1973 год ничего выдающегося не совершил, но это был особенный полк. Полк, сформированный из лучших летчиков, которые одни из первых поднимали в воздушное пространство наши первые вертолеты. Они стали теми отцами-командирами, наставниками, которые воспитали и передали свой опыт молодым летчикам. Поколение, которое впоследствии подняло престиж вертолетчика на совершенно другой уровень.
 

Вначале 1970 года начались поставки вертолетов МИ-8 в страны Ближнего Востока и арабы стали отказываться от вертолетов МИ-4. К середине 1973 они были сняты с вооружения в ряде арабских стран, в частности в Египте и Сирии. Большое количество новеньких "четверок" подготовленных для этих стран скопилось в Телави. Вертолеты были с камуфляжной раскраской, без номеров и опознавательных знаков. Так как в Налайхе вертолеты уже были со значительно выработанным ресурсом, часть "четверок" из Телави были выделены для их замены.

 

С 1973 по 1978 год в полку было три эскадрильи. Первая и вторая на МИ-4 с 1975 на Ми-24, а третья была МИ-8. Укомплектованы были полностью и вертолетами и экипажами, так же было звено управления.
 

Ориентировочно в 1994 году выведен в Биробиджан.

СМОТРИ ТАКЖЕ
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
БИБЛИОГРАФИЯ

Вертолет МИ-4. Музей под открытым небом на территории аэродрома Налайх. Фото М.Иванова, 2012 год.

 
 

- Краткая хронология
 

- Доисторический период

- Империя хуннов

- Тюркское государство, Уйгурский каганат.

- Киданьский каганат

- Монголы (VI - XII века)

- Период великой монгольской империи

- Монголия в период династии Северная Юань

- Монголия во времена маньчжурской династии Цин

- Борьба за независимость Монголии в начале 20 века.

- Период революционных преобразований в Монголии в 1919-1924 годах.

- МНР в предвоенные годы. Политические репрессии.

- Монголия в годы второй мировой войны.

- Период строительства социалистического государства

- Конец 20 века. Демократические преобразования.

- Монголия в 21 веке.
 

- История Монголии. Статьи, публикации.

- Экспедиции, раскопки

 

 

- Кто есть, кто?
 

- Чингисхаан

- Хубилай Хан

- Хан Батый

- Хан Угэдэй
 

- Великие Ханши Монголии.
 

- Занабазар Гомбодоржийн

- Дамдины Сухэ-батор

- Богд хаан Жавзундамба

- Балдуугнам Шарав

- Чойбалсан Хорлогийн

- Ж.Лхагвасурэн

- Жуков Георгий Константинович

- Юмжагийн Цэдэнбал

- Анастасия Цэдэнбал-Филатова

- Самбу Жамсарангийн

- Гуррагча Жугдэрдэмидийн

 

 

- Халкин гол
 

- Танковая колонна "Революционная Монголия"

- Авиаэскадрилья "Монгольский арат"

- Киданьские города империи Ляо

- Советские войска в Монголии

- Советские военные аэродромы в МНР
 

Горячие предложения

Ищу попутчика!
 

Групповые туры 2015
 

Экскурсии  New!!!

Комбинированные туры 
 

Автомобильные туры

Зимние туры

Катание на лошадях 

Пешие туры 

Велотуризм 

Рыбалка в Монголии

Охота в Монголии

Сплавы по рекам

Специальные туры
 

Монголия - Байкал

Монголия - Китай
 

Бизнес туры

Прием официальных делегаций
 

Сопровождение групп New!!!
 

Пересечение границы

Рассказы путешественников

 

Информация туристам

Общая информация о стране

История Монголии

Государственное устройство

Политическое устройство

География

Экономика

Население

Наука

Образование

Здравоохранение

Религия

Искусство Монголии

Традиции и обычаи Монголов

Армия Монголии

Транспорт в Монголии

Почта Монголии
 

Города Монголии.

Регионы Монголии. Информация.
       Достопримечательности.

Карты регионов Монголии.
 

Россия - Монголия New!!!

Информация для водителей

Публикации о Монголии New!!!

Фотографии о Монголии

Видеоматериалы New!!!

 

Общая информация

История Улан-Батора

Достопримечательности

Музеи Улан-Батора

Монастыри

Памятники и монументы

Художественные галереи

Театры Улан-Батора

Рестораны, кафе, бары, клубы

Фотоальбомы

Окрестности Улан-Батора

 

Расписания поездов и самолетов 

- Расписание поездов ст. Улан-Батор

- Международные рейсы Улан-Батор

- Местные авиарейсы

Гостиницы в Улан-Баторе

Турбазы Монголии

Визы в Монголию

Дипломатические представитель-
   ства Монголии

Посольства в Монголии

 

Бронирование

- Гостиницы в Монголии

- Проживание в семье

- Юрточные кэмпы

Бронирование билетов

- Авиабилеты

- Железнодорожные билеты

- Автобусные билеты

Визовая поддержка

- Приглашение в Монголию

- Получение визы в Монголию

Другие услуги 

- Гиды, переводчики

- Трансферы, встреча, проводы

- Аренда автомобилей

- Прокат снаряжения

 
Купить карту Монголии в Москве. Карты Монголии.
   

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru