Терракотовое войско. Сиань. Туры с Сиань. Тур Пекин - Сиань - Пекин.
ГОРОД СИАНЬ. ПРОВИНЦИЯ ШАНЬСИ
ТЕРРАКОТОВОЕ ВОЙСКО.
ТЕРРАКОТОВАЯ СКУЛЬПТУРА
ИЗ МОГИЛЬНИКА ИМПЕРАТОРА ЦИНЬШИХУАНА

Терракотовое
войско было случайно обнаружено 1976 году
крестьянами, обрабатывающими землю.
Место, где были обнаружены подземные склепы с террактовыми фигурами воинов,
которые по замыслу тогдашних китайских правителей должны были служить императору
Циныиихуану (259 — 210 гг. до н .э.) в загробном мире, находится в 4 км. к
востоку от г. Сианя и на расстоянии 1,5 км. от
могильного кургана Циньшихуана. Прибывшие археологи обнаружили, что конные
в натуральную величину статуи "охраняют"
гробницу императора Цинь Шихуанди,
умершего в 210 году до нашей эры и
знаменитого тем, что он объединил китайские
государства в единую Поднебесную империю и
приказал возводить Великую китайскую стену.
Вошел он также в историю и как один из самых
жестоких владык мира.
Весь комплекс состоит из 4 зон:
двух огромных полей для глиняных фигур
воинов в натуральную величину, командного
пункта и одной пустой шахты. Выставлено для
обозрения 7000 скульптур воинов и лошадей,
построенных в боевые порядки. Захоронение
называют "восьмым чудом света" и оно
действительно производит грандиозное
впечатление. В комплексе также находятся
две колесницы, изготовленные из множества
металлических деталей и так же считающиеся
уникальной находкой, подтверждающей
уровень развития древнего Китая.
Всего было вскрыто три подземных склепа общей площадью более
20 тысяч кв. метров. Склеп №1 имеет длину с востока на запад 230 метров, с
севера на юг 62 метра, площадь 14260 кв. метров. В склепе находится 6 тысяч
терракотовых, окрашенных в разные цвета, фигур воинов и боевых коней, размеры
которых близки к натуральным размерам человеческих фигур и лошадей. Четко видно
построение войска: три линии авангарда, за которым следуют 38 колонн. К востоку
от склепа №1 находится склеп №2, имеющий изогнутую форму. Набор фигур здесь еще
более разнообразный, чем в склепе №1. Склеп №3 имеет площадь 500 с лишним
кв.метров и задуман как местонахождение штаба подземной рати. Фактически
терракотовые фигуры воинов и их построение в миниатюре копируют подлинную армию
времен Циньшихуана, что делает эти находки весьма важными для изучения военной
истории Китая. Недаром их прозвали "восьмым чудом Света".
В 1987 г. ЮНЕСКО занесла эти археологические сокровища в
Реестр Мирового культурного наследия.
СКЛЕП № 1
Склеп №1 имеет четырехугольную форму с длиной стен 230 метров
и 62 метра. На каждой из четырех сторон имеются выходы 5 проходов, с восточного
и западного края имеются длинные коридоры, с северной и южной стороны коридоры
покороче. В широтном направлении склеп разделен на 9 отсеков, в которых
размещены терракотовые фигуры. Отсеки отделены друг от друга высокими
глинобитными валами. Армия в склепе №1 представляет собой смешанное войско,
состоящее из пехоты и конницы. Лицом воины обращены на восток, кроме того, сбоку
в каждом
ряду имеется фигура воина, стоящего спиной к общему строю. Это, по-видимому,
фланговый. Три ряда воинов впереди являются авангардом. Воины изображены кто в
короткой кольчуге, кто в латах. В рядах можно видеть боевые колесницы, позади
каждой из которых стоят возница и двое сопровождающих солдат.
СКЛЕП №2
Склеп №2 имеет изогнутую форму и занимает 6000 кв. метров.
Здесь собраны пехотинцы, конница и боевые колесницы.
Склеп №2 имеет 4 отдела: Первый — Восточный отдел изогнутой
формы отведен воинам-лучникам. В боковых рядах стоят в полный рост 172
воина-лучника, а в центральных отсеках построены 160 лучников, опирающихся на
согнутое колено.
Второй — половина Южного отдела также изогнутой формы
разделено на 8 отсеков, в каждом из которых выстроились по восьми в ряду боевые
колесницы. Позади каждой колесницы стоят 2—4 солдат-возниц.
Третий — в Центральном отделе имеется три отсека, в каждом из которых стоят по 6
в ряду боевые колесницы, их сопровождают пехотинцы и конные воины. Таким образом
в данном отделе представлено смешанное войско, состоящее из пехоты, конницы и
боевых колесниц.
Четвертый — в Северном отделе имеется 3 отсека, в каждом
отсеке стоят по две боевые колесницы, позади них следуют 8 рядов кавалеристов по
4 в каждом ряду.
Четыре отдела Склепа №2, являясь самостоятельными, в то же
время тесно связаны друг с другом, являя собой пример взаимодействия разных
родов войск. Согласно прогнозу археологов содержание склепа №2 (часть фигур
остается пока не раскопанной) включает 1300 фигур воинов, 89 колесниц, 356
лошадей в упряжках колесниц и 100 коней, несущих всадников.
СКЛЕП №3
Склеп №3 площадью 520 кв. метров имеет форму прямоугольника с
"мезонином". В нем находятся одна боевая колесница, 4 фигуры коней и 68
терракотовых воинов. Воины стоят по обеим сторонам прохода, играя роль
охранников. Очевидно, что склеп №3 был предназначен играть роль местопребывания
штаба армии.
БРОНЗОВЫЕ КОЛЕСНИЦЫ
В 20 метрах от могильного кургана Циньшихуана из-под земли
были извлечены бронзовые колесницы. Приступили к раскопкам в 1980 году. При
раскопках погребального склепа, отделанного деревом, были обнаружены две
бронзовые колесницы, по одной сзади и спереди могилы. К сожалению во время
раскопочных работ эти колесницы пострадали, и их пришлось реставрировать.
Колесницы отлиты из бронзы, аксессуары: удила, султан и другие украшения на
голове лошади и другие детали упряжки сделаны из золота и серебра и укреплены на
лошади либо сваркой, либо склеиванием. Туловище лошади окрашено в белый цвет,
помимо белого для окраски деталей использовались и другие минеральные краски,
замешанные на клейком растворителе. Меняя концентрацию растворителя красок,
добивались объемного эффекта. Лошади, колесницы и воины сделаны в половинном
размере от натуральных.
Бронзовые колесницы, извлеченные из могильника Циньшихуана, -
образец и высшее достижение бронзового литья в Древнем Китае, свидетельствующее
о высоком уровне металлообработки во времена Циньшихуана. Всего в раскопах
насчитали более 3 тысяч скульптур и фрагментов бронзовых боевых колесниц.
Поражает мастерство, с каким древние мастера соединяли детали. Они использовали
для этого сварку, механическое соединение: втулочно-шарнирное, кнопочное,
дышловое. Интерес вызывает зонт-крыша, венчающий колесницы.
У колесницы №1 зонт-крыша имеет в толщину всего 0,1
сантиметра при размере поверхности в 1,12 кв. метра, у колесницы №2 крыша имеет
в толщину 0,4 см при размере поверхности 2,3 кв. метра. Надо было владеть
высоким уровнем литейной техники, чтобы изготовить такие крупные и в то же время
тонкие и равномерные по толщине бронзовые детали.
До сих пор сохранилась подвижность деталей: двери и окошки
колесниц легко открываются и закрываются, поперечина на оглобле приводит в
движение колеса, так что колесница может двигаться.
Колесница №2 впряжена в четверку оседланных лошадей. Длина
всего изделия 317 см., высота 106,2 см., венчает колесницу зонтообразная крыша.
Внутри повозка разделена на переднюю и заднюю части. В передней части помещается
возница, а в задней военачальник. Внутренность повозки расписана орнаментом из
драконов, фениксов, облаков и пр.
ТЕРРАКОТОВЫЕ ФИГУРЫ ВОИНОВ
В обычае древних китайцев было класть в могилы умерших
человеческие фигурки из дерева, глины или металла. Эти погребальные фигурки
называются "юн". Встречаются юн как террактовые (из необожженной глины), так и
фарфоровые. Среди юн имеются фигурки, имитирующие людей самых разных профессий:
слуг, скоморохов, воинов, солдат караульной стражи. Кроме того погребальная
утварь включает фигурки оседланных коней, телеги, в которых впрагали волов,
кухонные принадлежности, домашнюю птицу и т.п. Изучая юн-представителей разных
профессий, можно составить представление о людях, живших в древности. Кроме
того, по художественному уровню юн можно судить об уровне ремесленного
производства.
Терракотовые фигуры воинов и коней, оказавшиеся в могильнике
Циньшихуана, характеризуются большим масштабом захоронения, большим количеством
фигур, тщательностью отделки и высоким художественным уровнем.
Говоря о большом масштабе, прежде всего имеют в виду большую
площадь захоронения погребальных юн. Обнаруженные три раскопа занимают площадь
около 20 тысяч кв. метров. Столь крупное захоронение не имеет равных в мире.
Кроме того "крупность" отличает сами фигуры юн. Эти фигуры в среднем имеют
высоту 1,8 метра, фигуры коней имеют высоту 1,7 метра, а длину крупа 2 метра.
Столь крупные юн также являются уникальными.
Говоря о большом количестве юн, имеют в виду тот факт, что
судя по фрагментам и деталям в трех склепах находилось более 8 тысяч фигур.
Говоря о тщательности отделки терракотовых скульптур, имеют в
виду безукоризненность в изображении черт лица, причесок, одежды и т.д.
Говоря о высоком художественном уровне юн, имеют в виду
живость и правдивость в изображении представителей разных рангов воинов: тут и
военачальники с важным выражением лица, и прошедшие многочисленные войны,
закаленные ветераны, и рядовые солдаты, каждый со своим выражением на лице.
Фигуры воинов в боевой одежде "пао". Юн в боевой
одежде "пао" (тип кафтана с застежкой посредине и длиной ниже колен) как правило
изображен без головного убора, с волосами, собранными в пучок (согласно традиции
древние китайцы не стригли волос). Воин имеет при себе лук и колчан со стрелами.
По мнению специалистов фигуры таких воинов, не носивших лат и без головного
убора, должны были олицетворять отвагу и готовность биться на смерть с
противником.
Фигуры воинов в латах. Многие юн изображены одетыми в
кольчуги и латы, одни из них на голове носят мягкую шапку, некоторые изображены
без головного убора. Колена винов защищены специальными наколенниками.
Фигуры конных воинов. Большинство воинов конницы
изображены стоящими перед конем и держащими в руках повод. Другой рукой они
держат лук. На голове у воина круглая мягкая шапка. Одеты воины в кафтаны "пао"
с узкими рукавами и туго стянутые кушаком, поверх кафтана имеется кольчуга. На
ногах сапоги с коротким голенищем. Все обмундирование отвечает требованиям
верховой езды и стрельбе из лука на скаку.
Фигуры воинов-лучников. В раскопе №2, помимо боевых
колесниц и конных воинов, в первом секторе были извлечены из-под земли 332
статуи воинов-лучников. Лучники в первом ряду изображены стоящими в полный рост,
они одеты в легкие "пао", без лат и кольчуги. В другом строю прямоугольной формы
оказались построенные вперемежку стоящие и коленопреклоненные лучники. Такое
построение позволяло вести непрерывный обстрел противника и в то же время
избежать нечаянного попадания стрел в стоящих впереди своих же солдат.
Фигуры штабных рассыльных. Фигуры, изображающие
рассыльных или вестовых при армии, на голове имеют клобук с длинной тульей,
одеты они либо в "пао", либо в кольчуги и латы, в руках у них оружие. Их глаза
выглядят особенно выразительно, в них светится ум и понимание суровой
обстановки. А вся фигура излучает отвагу и решимость.
Фигуры военачальников. Юн, изображающие
военачальников, выделяются из массы терракотовых солдат высотой и могучим
телосложением. На голове военачальника клобук, какие в Древнем Китае носили
высокопоставленные чиновники, одежда состоит из длиннополого кафтана, поверх
которого надета кольчуга из металлических пластин в виде рыбьей чешуи
(терракотовая имитация). Стоит такой военачальник, выставив вперед грудь, с
высоко поднятой головой. От него так и веет начальственным величием, кажется,
что он отлично владеет стратегическим и тактическим мышлением и готов
предпринять нужный маневр.
ТУРЫ В СИАНЬ
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
|